Добавлено: Пт Фев 10, 2006 7:44 pm Заголовок сообщения: О дуализации с точки зрения психологии.
Сегодня вашему вниманию я хочу предложить отрывок из книги "Формы человеческих отношений" известного и популярного в России американского психотерапевта Эрика Берна. Многим хорошо знакомы его книги "Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры".
Э. Берн - основатель трансакционного метода, представитель школы психоанализа. Основаная тема его исследования - межличностные отношения, скрытые смыслы и манипуляции межличностных взаимодействий. В своей концепции Э. Берн использовал модель личности З. Фрейда. Эго - Взрослый, Суперэго - Родитель, Ид - Ребенок. Эти названия, на мой взгляд более наглядно демонстрируют функции каждого из аспектов личности. Напомню так же, что в соционике:
Эго, Взрослый - целевая и творческая функции (1 и 2)
Суперэго, Родитель - ролевая и КНС (3 и 4)
Ид, Ребенок - суггестивная и референтная (5 и 6)
Интимность - наиболее близкая и искренняя форма человеческих отношений, проявление экзистенциальных (сущностных) потребностей человека. В дуальности ее проявить проще всего. Но этому может помешать излишнее, дисгармонизирующее влияние привычки ограничивать отношения позициями Взрослого и Родителя. И Ребенок, привычно отвечающий себе "нет!", предпочитающий навязаные ему долженствования. Надеюсь, глава из книги Э.Берна поможет осознать важность присутствия Ребенка для создания близких отношений.
Интимность
Чем ближе становятся люди, тем более независимыми и
самостоятельными становятся их отношения. Поэтому о самых
близких отношениях мы знаем меньше всего. Люди, например,
пытались определить интимность в течении 5000 лет вплоть до
современности с незначительным успехом. Однако я думаю, что
используя идею эго-состояний, мы можем сказать о ней больше,
чем кто бы то ни было раньше.
Интимность -- это искреннее отношение на уровне
Ребенок-Ребенок без игр и взаимной эксплуатации. Они
устанавливаются Взрослыми эго-состояниями обеих сторон так, что
они очень хорошо понимают совместные контракты и обязательства
друг перед другом, причем иногда не сказав об этом ни одного
слова. По мере того, как это понимание становится более ясным,
Взрослый постепенное покидает сцену, и, если Родитель не
мешает, Ребенок становится все более и более раскованным и
более и более свободным. Действительные интимные трансакции
происходят между двумя Детскими эго-состояниями. Взрослый,
однако, по-прежнему остается на заднем плане как наблюдатель
для того, чтобы быть уверенным, что обязательства и ограничения
выполняются. Взрослый также имеет задание удерживать Родителя
от вторжения и разрушения ситуации. Действительно, способность
к интимности зависит от способности Взрослого и Ребенка не
допускать Родителя когда нужно, но еще лучше, если Родитель
благожелательно дает разрешение, или, самое лучшее, поощряет к
продолжению отношений. Поддержка Родителя помогает Ребенку
избавиться от страха перед интимностью и гарантирует, что его
не будет сдерживать бремя или угроза вины.
Реальность этого диалога между тремя эго-состояниями может
быть проверена любым внимательным человеком, который близок к
тому, чтобы вступить в интимные отношения. Если он внимательно
прислушается к голосам в его голове, он услышит Ребенка, с
энтузиазмом высказывающего желание идти вперед и познакомиться
с человеком лучше, Взрослого, говорящего: "Я думаю, ты нашел
правильного человека", и Родителя, либо ворчащего о каких-либо
вопросах типа социального устройства или религии, либо
вставляющего самые одобрительные комментарии типа: "Ты заслужил
право хорошо провести время в свой отпуск, но когда вернешься
обратно, будешь старательно работать", на что Ребенок с
готовностью кивает и обещает так и сделать.
Поскольку Ребенок свободен от Взрослой осторожности и
Родительского критицизма, он испытывает чувство подъема и
осведомленности. Он начинает видеть и слышать, и чувствовать
так, как это ему действительно хочется, так, как с самого
начала чувствовал прежде, чем он был испорчен его живыми
родителями. В этом автономном состоянии ему больше не требуется
ни давать вещам имена, как этого обычно добивался Взрослый, ни
отчитываться в своем поведении, как этого требовал Родитель. Он
свободен отвечать прямо и спонтанно на то, что он видит, и
слышит, и чувствует. Поскольку обе стороны доверяют друг другу,
они свободно открывают друг другу свой тайный мир восприятия,
опыта, поведения, не спрашивая ничего взамен, кроме наслаждения
открываться без страха.
Для того, чтобы иметь этот вид отношений, Ребенок должен
освободиться от внутреннего Родителя по той же самой причине,
по какой он должен отделиться от реальных родителей.
Беззаботное сексуальное удовольствие и интимность, например,
будут почти невозможны, если один из его живых родителей будет
стоять позади него, и те же трудности возникнут, если станет активным внутренний Родитель как призрак в спальне. Он также
должен освободиться от его Взрослого, поскольку его Взрослый
ждет от него поисков смысла. Поиски смысла -- один из первых
способов, каким родители портят своих детей. К примеру, они не
долго дают им слушать с чистым и спонтанным удовольствием. Рано
или поздно, в момент, когда ребенок слушает песню птицы, отец и
мать скажут "Птичка, птичка", и ребенок должен повторить
"Птичка, птичка". Позднее ему может быть придется научиться
называть разницу между воробьем и сойкой. Эта Взрослая
деятельность отвлекает Ребенка от слушания. Конечно, такое
обучение необходимо и ценно, и ребенок не мог бы выжить без
него в свои взрослые годы. Что оказывается неверным в
большинстве случаев, это то, что человек уже никогда не
оказывается снова способным приостановить это Взрослое
функционирование, так что после раннего детства большинство
людей никогда больше по-настоящему не слышат птичьего пения.
То же происходит с тем, как люди смотрят. Родители учат
детей тому, что им не разрешается пристально смотреть на людей
потому, что это грубо, за исключением случаев, когда они делают
это для специальной цели, возможно в профессиональной
деятельности, такой как парикмахер, дерматолог или психиатр.
Результат таков, что большинство людей никогда по-настоящему не
видят другого человека после возраста пяти лет. В отношениях
близости каждая сторона возвращается к исходному наивному
Детскому эго-состоянию, в котором она свободна от подобных
Родительских запретов и Взрослых требований и может видеть,
слышать и пробовать на вкус то, что предлагает ей мир, в самом
чистом виде. Эта свобода Ребенка является неотъемлемой чертой
близости, и она превращает вселенную, включая солнце, луну и
звезды в золотое яблоко, которым могут наслаждаться обе
стороны.
Бывает и такая вещь, как односторонняя близость, в которой
одна сторона готова к близости, а другая сопротивляется. Это
нечто вроде типичной Бальзаковской ситуации, в которой одна
сторона готова к любви и любит, в то время как другая сторона
лишь разрешает себе быть любимой. Такая расстановка может
эксплуатироваться недобросовестными людьми для своих
собственных преимуществ. Многие проститутки и куртизанки знают
как освобождать открытого и интимного Ребенка в мужчинах без
ослабления собственной бдительности, а сводники и хищники среди
мужчин могут эксплуатировать подобным образом женщин.
................
Главным препятствием для близости похо-
же, является критический Родитель, а после него нечестный Ребе-
нок. Это поучительно, поскольку это работает, но требуются
дальнейшие исследования, прежде чем твердые выводы будут сдела-
ны.
Однако, чтобы быть справедливым в отношении родителей,
следует сказать, что среди них много таких, кто успешно учит
своих детей видеть и слышать больше и лучше, быть открытым для
близости, и отличать ее от сексуальности. _________________ запись на платные консультации по телефону 8-963-615-21-89
Добавлено: Вс Фев 12, 2006 4:43 pm Заголовок сообщения: Re: О дуализации с точки зрения психологии.
Циля писал(а):
Реальность этого диалога между тремя эго-состояниями может быть проверена любым внимательным человеком, который близок к тому, чтобы вступить в интимные отношения. Если он внимательно прислушается к голосам в его голове, он услышит Ребенка, с энтузиазмом высказывающего желание идти вперед и познакомиться с человеком лучше, Взрослого, говорящего: "Я думаю, ты нашел правильного человека", и Родителя, либо ворчащего о каких-либо вопросах типа социального устройства или религии, либо вставляющего самые одобрительные комментарии (...)
"Если он внимательно прислушается к голосам в его голове"... Эх. Знать бы, где автор берет такую траву... _________________ Не спрашивай, по ком гудит трансформатор. Это глупый вопрос; он гудит сам по себе.
Если дуализацию понимать как совместимость парнеров, приводящюю к высокой эффективнсоти жизни семейной и социальной, то Берна конечно можно использовать для определения совместимости. Для этого я определяю совместимость сценариев. Определить можно проанализировать пересказ любимой детской сказки клиента. (могу для примера проанлизировать сказку любого форумчанина)
Если же использовать совместимость по любимым ролям - взрослый-родитель-ребенок. То банально,я у клиента выясняю особенности его личной исотрии, его базовое доверие/недоверие к миру и по Адлеру сценарий поведения. Если у партнеров это схоже то прогнозирую высокую совместимость при интимном психологчиеском контакте .
Простым языком выражаяс если уних детство психологчиески было похоже, то им будет легче друг друга понимать.
Последнее время применяю для определения брачной совместимости у людей юнгианский психоанализ. На какую греческую богиню или Бога вы похожи? Каждый человек играет ведущую роль в истории собственной жизни. я прочитываю и выслушиваю личные истории, анализирую сказку, сочиненную клиентом. И понимаю, что в каждой жизненной истории есть мифологическое измерение. В каждой действует основной мифологический мотив архетипный. Если определить на какой архетипный мотив похожа жизнь женщины, на какой мифологический персонаж. то далее средствами сказкотерапии можно переформулировать, переделать бессознательный патологический сценарий. Человек сам создает свой новый сценарий жизни, очищает свой бессознательный сценарий от патологии. _________________ pereskazhi@gmail.com - Запись на платную консультацию.
Бесплатная психологическая консультация. Мой тренинг-интенсив
Определить можно проанализировать пересказ любимой детской сказки клиента. (могу для примера проанлизировать сказку любого форумчанина)
Если же использовать совместимость по любимым ролям - взрослый-родитель-ребенок. То банально,я у клиента выясняю особенности его личной исотрии, его базовое доверие/недоверие к миру и по Адлеру сценарий поведения. Если у партнеров это схоже то прогнозирую высокую совместимость при интимном психологчиеском контакте .
Простым языком выражаяс если уних детство психологчиески было похоже, то им будет легче друг друга понимать.
То есть если пересказать сказку, то ты сможешь описать нашу совместимость? Или мы должны _оба_ пересказать свои любимые сказки? :) _________________ Таких как я немного: только я!
Да, оба пересказать. Если у человека есть партнерша, с которой планируется брак или совместное житье, то можно сочинить совместную сказку при мне, сидя у меня в кабинете. По тому КАК люди сочиняют и ЧТО можно предсказать какая у них будет жизнь, с какими достоинствами и недосттаками. тут же можно и разрешить вероятностные конфликты, проиграть и переиграть их. Решить заранее.
Совместимость комплексное понятие. при толковании пересказов любимых детских сказок (рассказов, фильмов) могу описать не/похожесть бессознательных сценариев. ЧТобы описать совместимость полностью или ее спрогнозировать (ведь отношения развиваются) нужно иметь и другие психолгические данные о характере, направленности личности, смыслах. Ценностях, установках семейных, физических , социальных характеристиках. Могу список параметров сюда запостить, которые я учитываю. Если предсказать эффективность виртуального знакомства, стоит ли тебе например встречаться с человек с интернетной службы знакомст, то можно конечно используя интуицию проанализировать тексты писем, жж, фотографии и проч.инетную инфу и выдать ответ. _________________ pereskazhi@gmail.com - Запись на платную консультацию.
Бесплатная психологическая консультация. Мой тренинг-интенсив
Да, оба пересказать. Если у человека есть партнерша, с которой планируется брак или совместное житье, то можно сочинить совместную сказку при мне, сидя у меня в кабинете. По тому КАК люди сочиняют и ЧТО можно предсказать какая у них будет жизнь, с какими достоинствами и недосттаками. тут же можно и разрешить вероятностные конфликты, проиграть и переиграть их. Решить заранее.
жаль, что только двоим надо...а то я жуть как люблю психоанализ, но думаю, уговорить любимого написать сказку может оказаться проблемой.. :) _________________ Таких как я немного: только я!
Можно и только твою сказку. Бывают такие подсознательные сценарии приводящие к разводу , даже если люди прекрасно совместимы. Так что можно проанализировать сценарий на предмет склонности к разводу и с кем...
От тебя сказку и данные о тебе , а от любимого данные о его социальных, физических, психологических характеристиках. Вот и вывод о совместимости можно сделать. _________________ pereskazhi@gmail.com - Запись на платную консультацию.
Бесплатная психологическая консультация. Мой тренинг-интенсив
Можно и только твою сказку. Бывают такие подсознательные сценарии приводящие к разводу , даже если люди прекрасно совместимы. Так что можно проанализировать сценарий на предмет склонности к разводу и с кем...
От тебя сказку и данные о тебе , а от любимого данные о его социальных, физических, психологических характеристиках. Вот и вывод о совместимости можно сделать.
Ок. :) То есть от меня требуется пересказ любимой детской сказки? :)
Любимой сейчас, или любимой в детстве? И насколько близко к тексту?
И куда выкладывать? :) _________________ Таких как я немного: только я!
Добавлено: Сб Апр 08, 2006 1:15 am Заголовок сообщения:
Можешь сюда выложить.
Сначала пришли мне на е.мейл. О е*мейле можно договорится в аське (если он здесь не виден...я не знаю виден ли он тут). Договоримся об условиях публикации моей интерпретации. Вспомни свою любимую сказку в возрасте 3-6 лет, которую ты просила читать снова и снова. Вспомни своего люимого персонажа этой сказки. Затем, от имени этого персонажа перескажи эту историю. Самое лучшее если расскажешь это в микрофон и пришлешь мне кассету. Это повышает эффективность толкования. если не сможешь, то пиши текст ставя смайлики гдже возникли эмоции и тире там где ты задумалась . Важно КАК ты вспомнишь сказку. близость к тексту совсем безразлична. Важен твой пересказ. _________________ pereskazhi@gmail.com - Запись на платную консультацию.
Бесплатная психологическая консультация. Мой тренинг-интенсив
Добавлено: Сб Апр 08, 2006 1:25 am Заголовок сообщения:
Анастасия писал(а):
Можешь сюда выложить.
Сначала пришли мне на е.мейл. О е*мейле можно договорится в аське (если он здесь не виден...я не знаю виден ли он тут). Договоримся об условиях публикации моей интерпретации. Вспомни свою любимую сказку в возрасте 3-6 лет, которую ты просила читать снова и снова. Вспомни своего люимого персонажа этой сказки. Затем, от имени этого персонажа перескажи эту историю. Самое лучшее если расскажешь это в микрофон и пришлешь мне кассету. Это повышает эффективность толкования. если не сможешь, то пиши текст ставя смайлики гдже возникли эмоции и тире там где ты задумалась . Важно КАК ты вспомнишь сказку. близость к тексту совсем безразлична. Важен твой пересказ.
УУУ... в шесть лет будет сложновато.. я себя плохо в этом возрасте помню.. и не понмю, чтобы мне читали сказки..
Могу вспомнить ту, была любимой в детстве, но это уже после 8-10.. когда сама читать начала.. не пойдет? _________________ Таких как я немного: только я!
Добавлено: Сб Апр 08, 2006 2:26 am Заголовок сообщения:
после 8-10 лет если пубертат уже начался (т.е. менструации и проч.) можно проанализировать еще один этап бессознательного сценария. Но идентификация женская /мужская в норме проходит до школы. И поэтому именно сильное влияние псих.событий в возрасте сензитивном - в возрасте развития фантазии (креативности, наглядно-образного мышления)в 3-6 лет. Поэтому, вспомнить такую сказку любимую из этого возраста очень важно. Понимаю, что сложно . _________________ pereskazhi@gmail.com - Запись на платную консультацию.
Бесплатная психологическая консультация. Мой тренинг-интенсив
Добавлено: Сб Апр 08, 2006 2:32 am Заголовок сообщения:
Анастасия писал(а):
после 8-10 лет если пубертат уже начался (т.е. менструации и проч.) можно проанализировать еще один этап бессознательного сценария. Но идентификация женская /мужская в норме проходит до школы. И поэтому именно сильное влияние псих.событий в возрасте сензитивном - в возрасте развития фантазии (креативности, наглядно-образного мышления)в 3-6 лет. Поэтому, вспомнить такую сказку любимую из этого возраста очень важно. Понимаю, что сложно :) .
Если б это было просто сложно.. :) я ВООБЩЕ себя в детстве очень плохо помню..Куда уж там сказки вспомнить.. Если бы были какие-то техники .. Есть они? чтобы размотать клубок воспоминаний.. наверняка ж они есть.. а вспомнить.. а этот самый период пубертат еще не начался в 10.. у меня он в 14 начался :))
А сказку любимую того возраста очень хорошо помню.. :) их даже несколько было :) _________________ Таких как я немного: только я!
У тебя какая цель? Что для тебя будет лучшим результатом консультации по емейлу?
Конечно можно пересказать те сказки которые ты помнишь. Это будет начало анализа поверхностной части подсознательного сценарий, который в общем может отражать причины-следствия твоей жизни и принцип принятия решений в жизни.
...разматывать клубок...
Если тебе важно узнать свой подсознательный сценарий управляющий твоим отношением к любви, семье и детям, а дошкольное детство НЕ вспоминается, то используй самостоятельно такое упражнение: перед сном сначала вспоминай что было примерно в этот день в прошлом году. Отмечай в воспомнаниии , звуки , ощущения, краски. Какое у тебя было настроение, мысли. Затем вспоминай что было 2 года назад . И так далее, до дошкольного детства. Это упражнение требует уединения (!), терпения и времени. Потом можешь отразить в дневнике воспоминания. Особенно нужно записать в дневнике, если они неприятные окажутся. _________________ pereskazhi@gmail.com - Запись на платную консультацию.
Бесплатная психологическая консультация. Мой тренинг-интенсив
У тебя какая цель? Что для тебя будет лучшим результатом консультации по емейлу?
цель.. цель покопаться в себе :) я себя знаю, но не до конца.. но уже то, что я не помню детства - напрягает. Никогда бы не подумала, что такое возможно. :) Не помнить свою жизнь.. А ведь не могу вспомнить. :(
По е-мейлу.. можно и по емейлу.. Если пойдет очень личный разговор.. пока ничего такого нет :)
Цитата:
Конечно можно пересказать те сказки которые ты помнишь. Это будет начало анализа поверхностной части подсознательного сценарий, который в общем может отражать причины-следствия твоей жизни и принцип принятия решений в жизни.
Попытаюсь.. сегодня выложу :)
Цитата:
Это упражнение требует уединения (!), терпения и времени. Потом можешь отразить в дневнике воспоминания. Особенно нужно записать в дневнике, если они неприятные окажутся.
Это точно. Но я попробую.. :) _________________ Таких как я немного: только я!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах