Добавлено: Сб Апр 28, 2007 3:12 pm Заголовок сообщения: Теория о развитии межтимных способностей
Теория о развитии интертипных способностей.
“И вообще, если вспомнить тим Аушры, получается большой парадокс. Она не должна была делать открытия в области человеческих взаимоотношений и придумывать соционику. Не должна была, а вот сделала“. BiJou
Приглашаю Вас к размышлению о том, что такое реализация человека в его ТИМе и каким образом она осуществляется. Значит ли это, что тимное развитие ограничивается развитием/наполнением функций блока Эго и наполнение функций других блоков всегда происходит в согласии с теорией мерностей? Или возможно развитие других блоков и как результат развитие в себе характеристик носителей других ТИМов и более высокая способность психики адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам?
Я поддерживаю гипотезу о возможности и необходимости развитиия других блоков для гармоничного развития человека как личности и предлагаю Вам свое видение направлений и мотиваций развития межтимных способностей. Идея усвоения межтимных способностей находится в начале ее развития, в дальнейшем вероятны изменения в концепции в результате ее обработки коллективным со-знанием.
--------------------------------------------------------------------------------------
Базой для развития межтимных способностей служит все тот же принцип балансирования 4 психических энергий ассоциируемых с блоками Эго, Ид. Суперэго и Суперид, который был описан в модели Бабочка. Дисбаланс психических энергий человека является изначально заданным и служит как источником многообразия и уникальности душевного мира человека, так и источником душевной динамики- конфликтов, ведущих к совершенствованию психики или к ее истощению. Как показывает практика, носители одного и того же ТИМа могут различаться по душевной оппозиции. Я так же предполагаю, что душевные оппозиции достаточно устойчивые психические конструкции и связаны напрямую с темпераментом. Это не значит однако, что темперамент и душевная оппозиция не могут измениться под длительным влиянием внешних факторов.
Наличие душевной оппозиции указывает на направление, в котором идет развитие межтимных способностей. Если человек является носителем оппозиции Эго- Суперид, и при это блок Эго является доминантным, в таком случае человек балансируется по блоку Суперид и развивает в себе способности и качества Суперид-типов. Соответственно его ценностная ориентация будет определяться ценностными ориентациями Беты и Дельты квадр. На основе определения душевной оппозиции можно выделить доминантый блок и предположить в каком направлении идет развитие межтимных способностей. При более детальном определении психической структуры человека - его Тима, можно предположить качества каких ТИМов осваиваются на данном этапе развития личности.
Если рассмотреть развитие межтимных способностей с применением соционической теории, то это можно объяснить скалярным положением дихотомий и тенденцией к адаптации и балансированию как естественная реакция на внешний раздражитель. Человек балансирует себя по рациональности-ирациональности, экстроверсии- интроверсии, так и по другим дихотомиям.
Это необязательно означает, что человек меняет свои ТИМ на другой. Человек выходит на другие уровни мышления, чувствования и восприятия, которые помогают ему увидеть и ощутить мир глазами других ТИМов. Выработка межтимных способностей способствует лучшему пониманию между носителями разных ТИМов, расширяет возможности творчества и индивидуального самовыражения. Если сравнить ТИМ с цветом, то чем богаче и разннобразнее оттенки красного, тем гармоничнее развит человек, тем гибче его психика в адекватном управлении функциями и приспособлении к ситуации.
Насколько я поняла из исследований Таланова, ТИМ может иметь любую акцентуацию. Возможно, что это так, будущие исследования покажут. На основе своей модели я предполагаю, что развитие может осуществляться по следующим направлениям:
1. Блок Суперэго
Я называю блок Суперэго блоком амбиций или «осознанных» ценностей. Насколько ценности задаваемые блоком Суперэго осознанные - отдельный вопрос. Но я предполагаю, что в психике человека имеется тенденция к саморегуляции и самобалансированию. Так, этический ТИМ может ощущать неопреодолимое желание развивать свои логические способности. Логический ТИМ будет естественным образом интересоваться этическими вопросами, чтобы усовершенствовать себя по дихотомии логика- этика. Ирациональные типы, напротив, будут развивать в себе способности по дихотомии сенсорика - интуиция.
2. Ид блок. В этом блоке находятся функции, отвечающее за бессознательные порывы и устремления. Ценности этих функций менее осознаны, однако именно они являются жизненно необходимыми для развития способности радоваться жизни, внутреннего ощущения гармонии и счастья. Человеку необходимо развивать функции блока Ид чтобы ощущать себя более самодастаточным и реализованным психологически.
3. Суперид блок. В этом блоке располагаются функции «безопасности». Функции блока Суперид менее осознанные, но представляют наиболее слабое место в психической структуре и нуждаются в поддержке со стороны носителей других ТИМов. Я считаю, что эти функции наименее поддаются межтимному развитию по сравнению с функциями других блоков. Ннаименьшая способность развития функций блока Суперид объясняется наличием предела развития самодастаточности и несет в себе осознание зависимости от социона. Этот феноменон можно также оъяснить духовным законом «Сооперации и баланса» описанный Д.Миллманом в его книге «The life you were born to live”.
Продолжение следует Потом будет больше конкретики. _________________
В основу своей теории я кладу все тот же принцип движение свастик, описанный в книге Якубовской. Якубовская (…) описала направления движения свастик и их значение, я совместила их по направлению друг другу и положила в основу модели Бабочка. Это движение конфликтных энергий навстречу друг другу обеспечивает наличие дисбаланса и постоянного процесса балансирования между различными энерго -информационными потоками на различных уровнях (одного ТИМа, групп, квадр и т.д.) Картинка (выше) показывает затсывший момент движения свастик и отражает момент встречи конфликтных пар. Если представить свастики в движении, то встретятся другие пары Тимов и пойдет движение по кругу.
Я сравниваю процессы усвоения межтимной информации и развития межтимных способностей с теми, которые уже были описаны в психологии французским психологом Пиаже (1977): equilibration, assimilation, accommodation.
Пиаже изучал интеллектуальное развитие детей и создал теорию интеллектуального развития. На базе его теории Кольберг (1984) создал теорию морального развития, основываясь на тех же процессах усвоения новой информации.
Рассмотрим возможное направление развитие способностей на примере пары конфликтных ТИМов: Джек -Драйзера и Дон- Дюма. Представляю эти тимы по модели Бабочка. Движение наполняемости функций я представляю себе как свободное движение между полюсами шкал: БИ-ЧИ и БЛ-ЧЛ.
Дон: БИ -ЧИ и БЛ-ЧЛ Такое движение потоков информации приведет к развитию функций ЧЛ и БИ или к развитию функций блока Эго по ТИМу Джек.
Для Джека процесс будет обратный: развитие функций ЧИ и БЛ приведет к развитию функций блока Эго по ТИМу Дон.
Такое изменение усилит и дополнит функции Эго блока как Дона так и Джека и сделает носителей этих Тимов более совершенными в преследовании своих целей. Чем это подтверждается в жизни? Принято считать, что Доны - производители идей и теорий. Рано или поздно Дон будет стремиться воплотить свои идеи в нечто более ощутимое и практически применимое - прикладную систему. Ему так же понадобятся способности предвидения направления в котором будет развиваться система и результаты, которые она возможно принесет. В то же время практическая направленность деятельности Джека будет дополняться вынашиванием теорий о закономерностях, которые он наблюдает в своей повседневной деятельности. Следует ожидать развития теорий от носителей Тимов Джек и практически направленной деятельности от Донов. Это развитие принесет и тому и другому ощущение душевного комфорта с самим собой. Поскольку функции располагаются в витальном блоке Ид, развитие таких функций будет ощущаться как детская игра или детский креатив и принесет высвобождение спящей энергии блока ИД.
Это также значит , что работая только с сильными функциями своего блока, человек будет так или иначе ощущать свои ограничения и неосознанно стремиться к более полному развитию своих сильных сторон.
Далее рассмотрим развитие функций у выше названных Тимов по блоку Суперэго.
Недостаток развитости функций по блоку Эго не ощущается как осознанное ограничение. Поэтому человек сознательно не стремится к развитию функций блока Ид. Дон может не понимать и не видеть необходимости развития функций блока Эго по ТИМу Джек. В отличие от развития функций блока Ид, человек не может игнорировать развитие функций по блоку Суперэго, так как эти функции выходят на уровень сознания и заявляют о своей потребности совершенствоваться.
В это смысле блок Суперэго задает направление для развития личности человека. Развитие функций блока Суперэго ощущается как жизненная необходимость.
Это приводит к тому, что Дон становиться на позиции Драйзера: интересуется и анализирует человеческие отношения, становиться интелектуалом в сфере человеческих отношений. Драйзер, наоборот, имея опыт анализа отношений выходит на уровень восприятия Дона, замечает закономерности, делает выводы, создает теории. Развитие происходит как по шкалам рациональности - ирациональности, инотроверсии- экстраверсии, так и по другим дихотомиям, например, субъективизм- объективизм.
Это общее предположение, о том как идет развитие межтимных способностей. Принцип изложенный выше на примере Тимов Дона и Джека и их блоков Эго перекладывается на блоки Эго- Суперэго (смотри пример с межтимным развитем Дон-Драйзер) с той разницей что направленность задается разная для блоков Эго - Ид (слева- направо) и Суперид - Суперэго (справа- налево). Направление такой заданности закономерное: сильный блок Эго нуждается в неосознанной поддержке по блоку Ид. В то время как неосознанный блок Суперид в силу своей слабости перекладывает ответственность за свое развитие на более осознанный и более сильный блок Суперэго. Не выполнять требования блока Суперэго, не совершенствоваться в заданном направлении значит оставлять незащищенным свой наиболее уязвимый блок Суперид (свой плохо осознанный внутренний мир).
Недостатки теории.
1. Теория не сообщает, о том как происходит развитие функций на уровне одного блока. Например, некоторые считают, что развиваясь по дихотомиям рациональность- ирациональность, экстраверсия - интроверсия мы скорее обнаружим развитие между зеркальными ТИМами, например, Дон и Робеспьер, Джек и Бальзак, Драйзер и Наполеон. Возможно, что так оно и есть. Можно, предположить, что развитие межтимных способностей между зеркальными Тимами наиболее гибкое и связано с возрастными особенностями и усиленной работой творческой функции в детском возрасте. Можно предположить, что ребенок Драйзер будет чаще проявлять себя как Наполеон. В то время как ребенок Наполеон будет чаще проявлять черты Драйзера. Но это только предположения.
Возможно, однако, и обратное: в силу различий по сильным функциям зеркальные ТИМы будут труднее осуществлять одновременный переход по двум дихотомиям и развитие межтимных способностей будет затруднено.
Рещить этот вопрос можно при более глубоком рассмотрении межфункциональных отношений внутри ТИМа. Эта тема для развития теории о межфункциональных отншениях. У автора на данный момент нет четкого представления по этому вопросу.
2. Теория о развитии межтимных способностей строится на движении свастик навстречу друг другу и рассматривает развитие функций по дихотомиями в заданном направлении, например: Дон -Джек, Джек- Дон. Однако можно предположить, что в силу определенных факторов направление развития может измениться и тогда мы получим другое направление Дон - Бальзак, Бальзак- Дон по блоку Ид и Дон - Наполеон, Наполеон- Дон. У автора нет на этот счет теоретических обоснований, однако такое предположение кажется правомерным.
Буду рада любой критике, вопросам, или идеям по развитию теории, пишите, присоединяйтесь. Нужны ли дололнительные картинки или все в целом описано понятно? Предвижу также, что не все осилят как всегда _________________
Последний раз редактировалось: Цвет времени (Вс Апр 29, 2007 8:59 pm), всего редактировалось 1 раз
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах