Добавлено: Сб Авг 04, 2007 10:08 am Заголовок сообщения: Гендерная соционика. Тезисы от Аюрзанаева
Тезисы гендерной соционики.
Т. Прокофьева.
Что?
Современное понимание гендерного подхода ( особенностей мужского и женского характера ) у нас упрощенно базируется на понятиях, рассматривающей гендер только как объект исследования социальных , физиологических или психоэмоциональных проявлений или их сексуальных отклонений . Психологи -исследователи, а за ними соционики в своих работах по гендерной теме, по прежнему , не анализируя глубины бессознательного человека , скатываются на рассмотрение проблем мужских и женских ролей в семье , или приниженности женщин в обществе , исследуют социальные отклонения от некой общественной нормы . Другие рассматривают это как борьбу враждующих противоположносей или видят обострение проблемы воспитания мальчиков , постепенного разрушения института брака и связанные с этим социальные последствия . .Третьи , а это обычно школьные психологи или консультанты , отрицая основы психоанализа , примитивно пытаются помочь своим пациентам используя старые приемы и привычные способы психотерапевтической помощи Хотя основы гендерной психологии , которая сегодня стала такой востребованной , заложил еще Карл Юнг , который первым рассмотрел внешнюю цельность и внутреннюю двойственность человеческого сознания , присутствия в нем неистребимого женского духа и мужской души ,анимы и анимуса .
Как?
В России пока еще нет опыта понимания новой действительности , осознания быстрого старения информации и необходимости постоянного переосмысления предыдущего знания . Поэтому так привычная нам парадигма описательности , фундаментализации и универсализации психологии и соционики неизбежно ведут рассмотрение проблемы гендера в познавательный тупик. Привычное смешение подходов и понятий, концепций и примитивное сложение в общую кучу старого и нового психологического знания сегодня уже привело к кризису понимания сущности личности человека. Все это продолжает стремительно обесценивать в глазах обывателя соционику , как инструмента решения насущных социальных или бытовых дел. .Традиционные психологи в России , сегодня , уже явно растеряны и признают , что они не знают, что происходит в душе человека и какими известными им способами и методами ему можно сейчас помочь. А соционики , наоборот все точно понимая , еще не могут сломать привычные стереотипы и преодолеть психологические и социальные табу и всеобщее предубеждение ,что в душу не надо лазить . И появление той же гендерной соционики сегодня невозможно без единого понимания юнговской модели структуры сознания и без живительной для соционики теории западного психоанализа .
Но постоянное смешение мэтрами различных подходов и антагонистических концепций , сухое журнальное наукообразие, отсутствие эффективной технологии диагностики, отсталость в понимание сущности мужского и женского в душе личности убивает у активной молодежи познавательный интерес к глубинной психологии . Соционика пока еще так и не стала практической , нужной и массово востребованной в бизнесе , в рекламе .или в политике. Плохая изученность пространства гендерных проблем , которое является большим белым пятном , сегодня парализует развитие психологии .Поэтому мы считаем ,что гендерная соционика -это та общая точка прорыва в соционике , где сейчас могли соединиться усилия различных авторов , школ и соционических течений.
Где?
Где же находится та точка или место где можно ясно увидеть корни наших гендерных проблем? Это -Сновидения... .. . Как утверждает К.Юнг, он и указывает нам на то место. где происходит встреча с главными фигурами нашего бессознательного- архетипами Анимы и Анимуса. К. Юнг " объясняет , что в бессознательном каждого мужчины скрыта его глубинная женская сущность (Анима), а бессознательном каждой женщины - ее твердая мужская основа(Анимус). " Эти архетипы ведь дух всех наших неизвестных предков ,их способ думать и чувствовать ,их способ познавать жизнь ,мир ,богов и человека."пишет К. Юнг
Анима
Положительные стороны Анимы не менее многочисленны , чем ее ужасные отрицательные свойства.
Она всегда воплощает в душе мужчины любовную страсть или идею высшей красоты и духовности.Не надо забывать , что Анима -это прежде всего его душевная основа мужчины и она обеспечивает компенсаторное равновесие между его сознанием и бессознательным . Юнг считал , что разрешение проблем с Анимой, важнейшей частью процесса созревания , развития и индивидуации мужчины, и не освободившись от ее зачарованности мальчик никогда не сможет стать самостоятельным и цельным мужчиной. Что мы сейчас и наблюдаем в России . Тогда как ,в любом первобытном племени, в процесс инициации мальчиков 11-14 лет, перевод их в статус мужчины отлажен и возведен в ранг обязательного ритуала. .
Не научившись общаться и взаимодействовать с Анимой в тех же снах , юноша не сможет понять и пережить настоящее чувство любви или счастья в семейной жизни. Встречи с архетипом Анимы всегда трудное и страшное испытание для любого мужчины и не многие из них выходят из этого с честью… Это обычно , тогда когда социально зрелый мужчина не познал или пережил и не приспособился к общению с четырьмя архетипическими образами Анимы, которые описал Карл Юнг. Этот процесс инициации с раннего детства усваивает четыре образа наивысшей важности для любого мужчины, который усиливает преувеличивает , подделывает все эмоциональные отношения к профессии . и противоположному полу .
Анима , как ,супер женщина изнутри определяет все эмоциональные аспекты мужской личности, управляет жизнью его чувств и несет ответственность за все неуместные влюбленности, разрушительные привязанности . неудачи в браке и в интимной жизни. Ситуации рожденные в этой борьбе со своей женской сущностью , общеизвестны и описаны как все известные случаи разводов , мужского сексуального насилия , садизма , роковой любви, необъяснимой и безумной страсти .
Не пережив хотя бы один из четырех женских образов мужчина обречен, подорваться на нем , как на мине , в самый неподходящий момент своей жизни. Подобные ситуации всегда характеризуются внезапной ломкой привычного образа и стиля жизни, которые до этого казались необходимым условием и фундаментом всего индивидуального существования. И часто негативный откат происходит сильнее, чем более правильную и разумную сознательную или семейную жизнь мужчина с таким комплексом привык вести. Поэтому в жизни этот нерешенный комплекс часто приводит к разводу, самоубийству , преступлению или к кровавой драме.
. Такие встречи с Анимой и (с ее образами ), происходят и в этом мире- поскольку черты и свойства Анимы мужчины всегда проецируют на своих окружающих женщин . ( бабушку, мать , тетю ,сестру , тещу, дочь ,подругу.)
Наши проблемы с Анимой- пишет Юнг, принадлежат к тем пограничным явлениям , которые происходят с нами всегда , везде и в разных жизненных ситуациях
Четыре ступени развития архетипа Анимы.
К. Юнг первым увидел этапы рождения четырех образов в развитии Анимы в душе каждого мужчины. Эти не пережитые образы неизбежно превращаются в их комплексы
На первом этапе развития Анима воплощена в образе Евы. Это первая Любовь -Ева -это природная эротическая жизнь в ее тотальности. олицетворяющей стихийное природное начало не способное к оценке и моральным размышлениям, полностью находящееся в рабстве неодолимых чувственных и сексуальных отношений. В гендерной соционике это образ девочки в возрасте 14-18 лет
На втором этапе Анима - это сексуальная страсть( Елена Троянская). Прекрасная Елена, олицетворяющая, красоту, привлекательность или романтическую любовь. Такая любовь слепа и не думает о последствиях. Она способна на жертвенность и не лишена духовности. Часто такие влюбленные гибнут . становясь жертвами рока или судьбы. В гендерной соционике это образ девушки 18-28 лет.
Третья ступень развития архетипа соответствует духовно близкой женщине - подруге ( Деве Марии. Архетип живет в образе доброй , понимающей (Матери и Девы) женщине любящей ,прекрасной , заботливой и духовно богатой. ). Плодотворящей любви , поднимающей эротику до высот духовности воплощенной в женщине В гендерной соционике это образ молодой женщины 28-35 лет
Четвертая ступень архетипа, высшая ступень - это опытная и мудрая подруга ( София). Премудрость Божья .Образ Мудрости( духовности и интуиции ) прекрасно описан в православной христианской традиции. В гендерной соционике это образ опытной и зрелой женщины 35-45 лет
Подобным образом появляются у женщин их комплексы с Анимусом . и их четырьмя мужскими образами
.Национальные характеры США и России
Американский национальный характер.(мужской )
Что всплывает в памяти при упоминании о мужчине-американце? Рубаха-парень, ковбойского вида. всегда уверенный ,стремящийся применить себя с максимальной выгодой, и целесообразностью. Человек свободы мужчина всегда защищающий женщин и слабых . Стремящийся к поставленной цели и способный реализовать «американскую мечту». Часто ради этого готов какое-то время претерпевать трудности, невзгоды, сохраняя на лице неизменную улыбку: Выражающую одну мысль " Все о"кей". Согласитесь, что этот образ говорит о многом в характере американца . Имя его в соционике «Предприниматель» или «Джек Лондон». А дуал ,его идеальная подруга - гибкая. темпераментная и чувственная женщина, идеальная мать и подруга идущая с ним до конца. Это широко известная культовая американская пара Бони и Клайд или его женщины - героини фильмов Джулии Робертс и Джоди Фостер .
А коснемся проблемы феминизма ,представим себе наоборот ,женщину Джекиню . Эта умная и элегантная суперстерва . Внешне решительная и твердая бизнес -вумен, поражающая всех мужским шармом и природной чистотой Всегда спокойная и твердая мать .Будет ли она спрашивать своего мужа -дуала , как действовать в деловых вопросах. Да нет, конечно, ей значительно важнее получить от мужа проявления его заботы и любви . Для такой практичной женщины , живущей не чувствами , а своим умом просто невыносима сама мысль о давлении и сексуальных домогательствах со стороны противоположного пола. И это одна из главных особенностей американского феминизма. Именно в США проявления на работе малейшей попытки ухаживания или легкого флирта , такие женщины воспринимают как сексуальное принуждение и подают на обидчиков в суд.
Теперь оценим Россию. В чем состоят особенности таких гендерных проблем у нас? Если борьба женщин за равноправие, как в Европе, так и в США идет под девизом: «Позвольте нам трудится наравне с вами !», . У нас женщины давно «везут на себе дом и семью » на своих плечах, когда встали заводы , они первыми взяли сумки и устремились в Турцию и Китай. Вопрос о равноправии наши женщины понимают , только как поровну разделить с мужчиной бытовые проблемы выживания и содержания семьи .
Российский национальный характер (женский ).
Рассмотрим теперь русский национальный характер. И сходя из того , что даже само слово Россия - женского рода . Русский- это в сущности слово прилагательное , и должно по убеждению экспертов в графе национальность звучать так , как русский еврей , или русский бурят, что как кажется , намного понятнее и ближе , чем - официальное "россиянин ".
Кто же наш типичный мужской тип ? Это по убеждению многих социоников это образ Иванушки -дурачка . Это в последствии Иван-Царевич, мягкий , милый и улыбчивый. Лежит себе на печке и мухи не обидит - лень ему. Но почему-то ему всегда везет: люди ему помогают, и звери говорящие попадаются ,а Царевна именно ему достается, хотя ничего он для этого и не делал. А уж если делать что-то , то она и сделает …. Не печалься, Иван-Царевич,- говорит ему Василиса Премудрая,- ложись спать, утро вечера мудренее ..Наутро проснулся Иван-Царевич, видит .... Это образный русский мужик -крестьянин - интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), или «Есенин». Улыбчивый, мягкий, частенько пьяненький, но незлобивый и безобидный парень . Именно «есенинская» улыбка Гагарина типичного русского парня стала решающим аргументом в пользу того, чтобы именно его, выбрали в качестве первого космонавта Земли..
Ну а его дуальный женский тип? Сильная ,умная, волевая, работящая женщина , но не умеющая заставить своего ненаглядного почувствовать вину за то, что она взвалила все на свои плечи. Это сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), «Маршал», или « Жуков». « Ну не может наш Иван-Царевич без такой Василисы Прекрасной или «суперженщины» - « Жукова ». Это его идеальная «вторая половинка» работящая и понимающая его подруга. Попробуйте заставить нашего поэтичного «Лирика» тянуть семейную лямку, как она . Он просто не выдержит, опечалится, запьет или заболеет.
Это веками наработанный общий образ мужика - крестьянина и взгляд на распределение обязанностей у него в семье.
А общий образ русской светской женщины - психотип Есенина - это обычно миловидная . нежная , пугливая дама. Она мечтательна и романтична. Натура обычно возвышенная и тонкая.
Одевается независимо от социального положения и культуры изыскано и изящно. Прекрасно разбирается в красоте мира и чувствах к себе окружающих людей. Это всегда любящая и тонко понимающая своих детей мат Бесстрашно слезами и тихой обидой легко манипулирует, Жуковым- своим грозным мужем .Это ведь один из четырех самых нежных женских психотипов.. И поэтому неудивительно . что до сих пор в мире, так популярны и востребованы русские жены. - как выяснилось спустя несколько часов, по просьбе Аюрзанаева
( ему писать на адреса: gigmen@yandex.ru или Dashirabdan@yandex.ru ) мною была запощена статья Т. Прокофьевой "Равноправие? Естественно!" _________________ График поездок:
http://www.socioforum.ru/viewtopic.php?t=6970
Последний раз редактировалось: VictorS (Сб Авг 04, 2007 4:27 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Это Аюрзанаев цитирует. Вообще: я видел у вас что-то похожее...
Или Вы хотите текст абсолютно Ваш? Какая именно статья? _________________ График поездок:
http://www.socioforum.ru/viewtopic.php?t=6970
Виктор, процитирована моя статья "Равноправие? Естественно!". Но ссылки я не нашла. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
Кто же наш типичный мужской тип ? Это по убеждению многих социоников это образ Иванушки -дурачка . Это в последствии Иван-Царевич, мягкий , милый и улыбчивый. Лежит себе на печке и мухи не обидит - лень ему. Но почему-то ему всегда везет: люди ему помогают, и звери говорящие попадаются ,а Царевна именно ему достается, хотя ничего он для этого и не делал. А уж если делать что-то , то она и сделает …. Не печалься, Иван-Царевич,- говорит ему Василиса Премудрая,- ложись спать, утро вечера мудренее ..Наутро проснулся Иван-Царевич, видит .... Это образный русский мужик -крестьянин - интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), или «Есенин». Улыбчивый, мягкий, частенько пьяненький, но незлобивый и безобидный парень . Именно «есенинская» улыбка Гагарина типичного русского парня стала решающим аргументом в пользу того, чтобы именно его, выбрали в качестве первого космонавта Земли..
С типичным мужским типом для России, в принципе, ИМХО, можно согласиться. Хотя мужчины других типов, наверное, готовы будут это оспорить.
Цитата:
Ну а его дуальный женский тип? Сильная ,умная, волевая, работящая женщина , но не умеющая заставить своего ненаглядного почувствовать вину за то, что она взвалила все на свои плечи. Это сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), «Маршал», или « Жуков». « Ну не может наш Иван-Царевич без такой Василисы Прекрасной или «суперженщины» - « Жукова ». Это его идеальная «вторая половинка» работящая и понимающая его подруга. Попробуйте заставить нашего поэтичного «Лирика» тянуть семейную лямку, как она . Он просто не выдержит, опечалится, запьет или заболеет.
Это веками наработанный общий образ мужика - крестьянина и взгляд на распределение обязанностей у него в семье.
А кто сказал, что интегральный тип русской женщины обязательно должен быть дуальным мужскому? Не все же пары в этом мире дуальны. Да, факт, русские женщины волевые, сильные, работящие ( ):
Я и лошадь, я и бык,
Я и баба, и мужик
/Песня военных лет, автора, к сожалению, не помню/
но при этом терпеливые и жалостливые:
Так устроено от бога бабье существо,
Пусть он гадкий, пусть убогий, пусть кретин, но свой.
Пусть подонок, пусть ублюдок, пусть свинья и дрянь,
Всё равно прощают, любят - а зря!
/ Ю. Лоза. "Смерть"/
Т.е., тут без этой самой белой этики, которая у Жукова болевая, ну просто никак. Получается, что типичная русская женщина - (Драйзер), в отдельных случаях - , а логичностью Жукова она вряд ли будет отличаться. В интеллигентных кругах еще очень распространен такой женский тип, как (Достоевский). Ну и Есенин ( ), конечно же.
Это, конечно, мое предварительное ИМХО, может быть, кто-то еще подключится к обсуждению и мы все вместе докопаемся до истины. _________________ Кто на свете всех милее,
Всех прекрасней и умнее?
Риторический вопрос,
Если дуло смотрит в нос!
Darlana, по статистике 30-35% супружеских пар - дуальные. По теории вероятности их должно было бы быть меньше 7%. Т.е. результат в 5 раз выше, чем было бы просто при случайном распределении.
Цитата:
Да, факт, русские женщины волевые, сильные, работящие ( ) ... но при этом терпеливые и жалостливые ... Т.е., тут без этой самой белой этики, которая у Жукова болевая, ну просто никак.
Почему-то так сложилось, что во многих описаниях представлен Жуков, у которого "нет этики". А ведь болевая чувствительна и жалостлива. Жуковы уступчивы, но на социальном уровне не умеют этого адекватно проявить. Другое дело - в личных отношениях. Болевая этика одномерна: Жуков или всю душу человеку отдает, или вычеркивает его из своей жизни.
У этических типов этика многомерна, они в ней лучше разбираются и адекватнее говорят о ней, но это вовсе не означает, что они добрее и заботливее логиков.
В этом же разделе, но в другой теме мы подробно обсуждали это и с логиками, и с этиками. Интересное обсуждение получилось, продуктивное. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
Добавлено: Чт Авг 23, 2007 12:29 am Заголовок сообщения:
Насчет женского типа Драйзера для России - врятли. Мне в России было плохо. Если белая этика и есть, то где-то прячется в подполье - глубоко в душах людей сидит. И в церкви запросто отругают. Россия иррациональна и консервативна, Бета преобладает - это я уже не раз читала в соционической литературе и с этим трудно не согласиться. Вероятно, это связано с культурой и с традициями.
Насчет американцев судить трудно, если не живешь в Америке. Разве что, гляда на Буша и прочих, показуха одна какая-то. На самом деле, живя в Лондоне, видишь такую разнообразную массу людей со всего света, что начинаешь теряться в образах. Вот негры (причем так их называть нельзя- надо называть черные, особенно самолийцы) - часто очень громкие и эмоциональные. Повально любят золотые украшения и серьги (мужчины) - это вероятно символ богатства и общественного положения и свой стиль одежды, а на уме похоже в основном их музыка и разгильдяйство. Поэтому в тюрьмах их много. Если говорить об Америке, то она вероятно тоже очень разноликая. Легче, как мне кажется, говорить об общей культуре, если она тебе знакома и ассоцировать, например, с квадрами. То есть, при всем наличии разнообразия, есть нечто присущее общей массе- традиции и культура. В Англии - это вежливость и английские манеры заместо сильных и ярких эмоций. Ими можно прикрываться как фиговым листком, но атмосфера зато приятная и расслабляющая. Однако это не мешает подротскам отбиться от рук и хулиганить. В новостях сообщили, что по Европе самые драчливые и хулиганистые подростки в Англии. _________________
Добавлено: Чт Авг 23, 2007 10:57 am Заголовок сообщения:
Ольга, спасибо за интересные наблюдения. Не помню, спрашивала ли у Вас об интегральном типе Англии. На 4 квадру очень похоже. Как Вам кажется?
Насчет неэтичности российских женщин - согласна: отругают не только в церкви, но и в очереди, и в транспорте, и при любом виде обслуживания. Да где угодно. "Ругачие" у нас женщины. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
Добавлено: Чт Авг 23, 2007 11:06 am Заголовок сообщения:
Татьяна Прокофьева
Цитата:
Не помню, спрашивала ли у Вас об интегральном типе Англии. На 4 квадру очень похоже.
Практически все соционики, которые занимались интегральными типами, сходятся на том, что интегральный тип Англии - ЛСЭ. _________________ Om Bhur Bhuvah Suvaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yo Nah Prachodayaat
Добавлено: Чт Авг 23, 2007 11:09 am Заголовок сообщения:
Darlana
Цитата:
А кто сказал, что интегральный тип русской женщины обязательно должен быть дуальным мужскому? Не все же пары в этом мире дуальны.
Просто интегральный тип - это не один тип, а дуальная пара, где один более ярко выражен, а другой - менее. Для России это ИЭИ-слэ, ИЭИ выражен ярче.
Если хотите, ч выложу исследования одного киевского соционика по интегральным ТИМам. _________________ Om Bhur Bhuvah Suvaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yo Nah Prachodayaat
Практически все соционики, которые занимались интегральными типами, сходятся на том, что интегральный тип Англии - ЛСЭ.
Дракоша, я в курсе этого общего мнения. У меня есть свое: я думаю - СЛИ. В принципе, эти ТИМы похожи, но специфическая английская холодноватость, скорее хладнокровный, чем деловой стиль общения, в частности, стиль особого английского юмора, где нужно подумать над смыслом ("обмен информацией", а не "обмен предложениями делового сотрудничества"), замкнутость: "мой дом - моя крепость" (интроверсия), упрямство (в соционичесом смысле - как учет ресурсов, а не внимание к потребностям) - меня наводят скорее на версию СЛИ. Также я бы сказала, что скорее конструктивизм, чем эмотивизм, возможно, стратегия.
Я пытаюсь проверить свою точку зрения, спрашивая тех, кто живет в Англии. В свое время я спросила об этом Сергея Ганина, он тоже повторил мне общепринятую версию, при этом сказав, что вообще-то замечает, что дела там принято делать по-габеновски (он выразился чуть жестче, я смягчаю): стремятся урвать подешевле, а спихнуть подороже. Это скорее Габеновское упрямство, чем уступчивость Штирлица. Вот теперь хотела услышать еще и мнение Ольги, ведь интересно знать, как оно там изнутри видится. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
А кто сказал, что интегральный тип русской женщины обязательно должен быть дуальным мужскому? и мы все вместе докопаемся до истины.
Согласна. Кстати, в какой-то книге про ИТИМы мне попадалось следующее: в еврейском этносе ИТИМ жещины - Гюго, а ИТИМ мужчины - Бальзак. То бишь они находятся в конфликтных отношениях .
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах