Самба и сегодня остается популярным бразильским танцем и музыкальным жанром. С годами она распространилась по всему миру и соединилась с современной музыкой, что способствовало ее дальнейшему развитию. Хотя о происхождении самбы ведется множество споров, можно с уверенностью утверждать, что истоки жанра восходят к традиционным религиозным церемониям, привезенным в Бразилию африканскими рабами. Как музыкальный жанр самба объединяет различные ритмы ударных инструментов со звуками pandeiro, reco reco, tamborim, cuica и многих других инструментов, что придает ей оригинальное звучание. Исполняющаяся на ежегодных бразильских карнавалах, самба символизирует расовый и общественный порядок. Родина музыки самба – северо-восточный штат Багия, колыбель множества афро-бразильских традиций. Когда в 1888 году рабство в Бразилии было ликвидировано, бывшие рабы из Багии переселились на юг в Рио-де-Жанейро, который сегодня является основным центром самбы.
Слово «самба» происходит от слова «семба». На африканском диалекте банту известном как кимбундо, завезенном в Бразилию рабами из Анголы, «семба» означает «пупок», который во многих афро-бразильских танцевальных формах символизирует интимность танца. Также отмечается, что слово самба – инфинитив глагола «кусамба», который в буквальном переводе означает «молиться» или вызывать расположение богов при помощи ритма, песни и танца. Считается, что в основе бразильской самбы лежит традиционная музыка Анголы семба. Используемая как средство празднования и религиозного поклонения, семба основывается на древнем ритме, аккомпанементом к которому выступает танцевальная форма, напоминающая современную самбу, в которой делаются акценты на волновые движения бедер и живота. Как музыкальный жанр самба появилась в регионе Багии, известном как «Маленькая Африка». В Маленькой Африке багийские жрицы (Tias или Bainas) создавали Terreiros da Candomble (дома религии), где танцами и песнями вызывали богов. Во время этих религиозных церемоний samba da roda танцевалась под африканские барабаны и другие ударные инструменты. Собираясь в домах уважаемых Bainas, люди создавали вариации самбы. Первая песня в стиле самбы, переданная по радио, называлась «Pelo Telefone» и была записана в террейро легендарной Tia Ciata на багийской площади Праса Онзе (Praca Onze).
Когда закончилось рабство, начались массовые миграции из Багии в Рио. Были учреждены Escolas de Samba (школы самбы), которые занимались поддержкой творческого и художественного самовыражения бедных слоев общества. Появились группы танцоров блокос, которые ходили по поселениям и под звуки ударных инструментов пели и танцевали, празднуя Карнавал: именно они учредили первые Escolas de Samba. Но первоначально танец самба был запрещен, поскольку высшие классы бразильского общества сочли его непристойным и вульгарным. Пионер самбы Angenor de Oliveira говорил: «В детстве мы играли самбу на задних дворах домов старых женщин, которых мы называли тиас, и полиция часто нас останавливала, потому что тогда считалось, что самба – это занятие лодырей и бандитов». Европейские поселенцы и высшие классы бразильского общества смотрели на самбу с презрением, и она ушла в подполье: образовались секретные общества. Но в 1917 году Ernesto dos Santos, или Donga, сын Tia Amelia, представил широкой публике песню «Pelo Telefone» («По телефону»). Опала самбы постепенно заканчивалась.
И вот в 1920-х годах популярность самбы как музыки выросла до такой степени, что она стала исполняться на Карнавалах и превратилась в любимый стиль. Со временем, когда появились первые школы самбы и блокос в количестве до пятидесяти человек ходили парадами по улицам, праздники превратились в соревнования, на которых лучшие из лучших приводили толпу в восторг ритмичными танцевальными движениями и сложными костюмами. Общественность начала воспринимать самбу как источник национальной гордости, и, наконец, самба была официально признана – а затем распространилась по всему миру. В 1925 году самба, так и не потерявшая связи с иберийскими и африканскими традициями, была завезена в Европу, где ее начали широко изучать ревностные поклонники.
В 1930-х годах бразильское правительство начало субсидировать школы самбы, которые в своих выступлениях опирались на мотивы патриотизма. Обществу была представлена тема бразильской расовой демократии, в массы продвигалась идея различия национального и «африканского» стилей самбы.
Со временем многочисленные школы самбы пали жертвами мелкого бизнеса, который вынудил их вступить в сотрудничество с туристическими агентствами. Школы спонсировались на условиях, что будут продвигать политическую линию или станут инструментом туризма. В ответ на это в 1980-х годах началось широкое нарожное движение, удержавшее самбу от возможной гибели. Огромные массы рабочего народа из предместий Рио-де-Жанейро поднялись на борьбу и объединили в текстах песен идеи афро-бразильской национальной идентичности с идеями культурной неприкосновенности стиля. Появились новые blocos, которые уже не зависели от культурной интервенции. Так самба осталась оригинальным и многогранным искусством. Со временем она разделилась на разные подстили. Среди наиболее популярных - Carioca, Baion, Conga, Mesemba, Batucado и Carnivale. Вдобавок к этому самба существует в различных формах: Samba cancao (песенная самба), Samba carnavalesca (карнавальная самба), Samba enredo (тематическая самба) и Samba de breque (рэп-самба).
Хотя некоторые формы самбы (например, afoxe) до сих пор основаны исключительно на религиозных и культурных африканских корнях жанра, другие формы изменяются и пополняются новыми ритмами, смешиваются с ламбадой и самбой-регги. Считается, что самба-регги появилась как выражение африканского сознания после появления в Багии африканских кварталов. Samba gafieira родилась как музыкальный стиль, называющихся gafieira. А Samba de breque отличается наличием в музыкальном полотне коротких пауз, заполняемых рэпом; чаще всего этот стиль представляют «гангстерские» личности типа Moreira da Silva.
Как музыкальный жанр и вид танца, самба находится в активном взаимодействии с музыкой и танцами других культур. Символизируя наличие в Бразилии множества культур, самба, тем не менее, сохраняет нетронутыми свои африканские истоки. Европейское же влияние на жанр лучше всего прослеживается в современных формах сальсы.
Добавлено: Пн Дек 11, 2006 9:23 am Заголовок сообщения:
Бразильский карнавал
Каждый год в конце февраля, перед началом Великого поста, вся Бразилия, охваченная непрерывным громом барабанов, отбивающих ритм зажигательной самбы, погружается в самый шумный, яркий и веселый праздник, грандиознейшее шоу на планете. Карнавал в Рио - самый организованный из них.
История карнавала в Бразилии
Как свидетельствуют ученые, в слове "карнавал" лежат два латинских корня – carno (мясо), и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост. Однако истоки карнавала лежат еще в языческих церемониях в честь древнеегипетского бога Осириса и в Римских Сатурналиях. Когда на смену язычеству пришло христианство, на многие традиции и праздники был наложен запрет. Попал под него и карнавал. Но прошли столетия, наступила эпоха возрождения, и в мрачную атмосферу запуганной инквизицией Европы свежим бризом ворвался настоящий праздник, во время которого люди забывали обо всем, отменялись чины и статусы, раздвигались жесткие рамки приличий и менялись порядки.
Позже европейцы, расселившись по миру, привезли карнавал практически на все континенты планеты, и местные жители с удовольствием эту традицию переняли.
Бразилия карнавал, одно из самых знаменитых зрелищ мира – это экзотическая смесь европейской изысканности, древних индейских традиций и обычаев чернокожих рабов. Истоки бразильского карнавала лежат в ритуальных плясках Черной Африки, пульсирующие ритмы которой, совпадающие с ударами сердца, были завезены в Бразилию вместе с миллионами черных рабов и рабынь. Католическая церковь отыскала место столь "светскому" празднику в своем календаре, и с тех пор его отмечают ровно за семь недель перед Пасхой, за сорок дней до Страстной недели.
Многие спорят, что послужило началом карнавальной традиции. Говорят, в основе его лежит привезенный португальцами "Потешный день" - праздник, когда принято было дурачить друг друга всевозможными способами, обливать водой, обкидывать сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. Празднество всегда сопровождалось песнями и плясками. Вскоре к народной португальской забаве с удовольствием присоединились африканские рабы, привнеся туда колоритные обычаи своей родины. Итальянские переселенцы, в свою очередь, привезли в Бразилию частицу сказочных венецианских карнавалов. Так с веками и сложился бразильский карнавал, который теперь каждый год манит в эту страну миллионы путешественников.
Карнавал в ХХ веке
Карнавал как соревнование танцевальных коллективов впервые был проведен в Рио-де-Жанейро в 1932 году. Победу в нем одержала школа самбы «Мангейра» из одноименного района города. В 1950 году одна из школ самбы использовала в своем выступлении повозку с живой скульптурной группой. После этого повозки появились во всех школах без исключения и со временем превратились в современные гигантские и роскошные «аллегорические платформы», освещаемые дизелями.
и чуть больше о карнавале тут http://danc.ru/viewtopic.php?t=712 _________________ не важно кто я, не важно кем меня считают другие... главное: какая я и в какие цвета окрашен мой внутренний мир....
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах