Психология и соционика :: Просмотр темы - Не надо проституировать свою религию
Список форумов Психология и соционика
Психологический форум
 

 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   

Не надо проституировать свою религию

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Философия
 
Автор Сообщение
Эка
Модератор, админ сайта Штирлицев
Модератор, админ сайта Штирлицев
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Штирлиц
Возраст: 44
Знак зодиака: Близнецы
Откуда: Чикаго
Зарегистрирован: 13.05.2006
Сообщения: 2189
СообщениеДобавлено: Пн Мар 26, 2007 8:51 am    Заголовок сообщения: Не надо проституировать свою религию Ответить с цитатой

Статья, написанная mcandreev для сообщества carians в ЖЖ. Мне она показалась очень интересной.


«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен кидаться камнями» (китайская пословица)

Наверное, пришла пора поговорить о религиозных чувствах и об их оскорблении. Эта тема настолько часто стала всплывать в российских и западных СМИ, что, видимо, есть в ней сегодня особая острота и актуальность.
Ясно, что святотатство или богохульство «просто так», из хулиганских побуждений, не могло бы ни приобрести такие масштабы, ни получить такой резонанс.
Видимо, по каким-то достаточно важным причинам, оскорбление религиозных чувств, стало институциональным явлением, имеющим глубокий политический смысл как для тех, кто (мнимо или реально) оскорбляет чьи-то чувства, так и для тех, чьи чувства (мнимо или реально) оказываются оскорблены.
Что ж, попробуем в этих причинах разобраться.


В начале приведу четыре личных наблюдения.

1. Я часто вижу публичное глумление секулярных сообществ над символами католицизма, ислама, православия, и гораздо реже – над символами, общими для всех христиан.
Я ни разу не замечал, чтобы секулярные сообщества глумились над символами буддизма, индуизма, язычества и даосизма. Зато над этими религиями и над свободными течениями в христианстве, публично глумятся апологеты католицизма, ислама и православия.

2. Я часто вижу публичные манифестации католиков, мусульман и православных. При этом священные символы выставляются на всеобщее обозрение и вокруг них проводят действия, содержащие явный рекламный посыл, обращенный ко всему обществу.
Я ни разу не видел, чтобы публичные манифестации такого рода совершали последователи буддизма, индуизма, язычества, даосизма или члены либеральных христианских общин. Праздники, которые приняты в этих религиях, как правило, носят светский характер и не содержат навязчивой демонстрации священных символов.

3. Я регулярно нахожу в прессе агрессивные, экстремистские призывы адептов католицизма, ислама и православия, направленные против хулителей их святынь и «врагов церкви», «врагов Христа» или «врагов ислама».
Я ни разу не видел подобных призывов со стороны адептов буддизма, индуизма, язычества, даосизма или либерального христианства. Острая реакция у них возникает лишь тогда, когда их лишают права свободно исповедовать свою религию наравне с другими, или когда оскверняются либо разрушаются места их культовых действий.

4. В католицизме, исламе и православии существует нечто вроде священного вандализма по отношению к почитаемым объектам других религий. Жажда разрушать «языческие капища» и «церкви еретиков» возводится в ранг религиозных добродетелей. В католицизме и православии жития святых содержат героизированные описания актов вандализма в отношении языческих храмов. В исламе ритуальный вандализм в отношении изображений трех языческих богинь является составной частью ритуального поклонения Каабе (хаджа).
В буддизме, индуизме, язычестве, даосизме и либеральном христианстве любые акты такого рода наоборот, осуждаются, а почтение к высшим силам (как бы их не называли) считается достойным уважения или, во всяком случае, доброжелательного понимания. В некоторых из этих религий допускается даже инклузивизм – включение «чужих» божеств и героев, как почитаемых лиц, в собственные культовые практики.

5. Оскорбление религиозных чувств католиков, мусульман и православных бывает двух видов:
а) Косвенное – когда, например, в образовательной литературе появляются данные, несовместимые с вероучением, или когда публично демонстрируются изображения людей или предметов, или проводятся театрализованные постановки, или публикуются произведения, которые, с точки зрения какого-либо вероучения, недопустимы.
б) Прямое – когда, например, публикуются карикатуры на пророка Магомета, или проводятся выставки пародий на ортодоксально-христианские таинства, или когда снимаются видеоклипы, где образы почитаемых святых используются в извращенных сексуальных действиях, или когда демонстративно оскверняются репродукции икон либо листы с текстами из корана.
При этом первая волна «процессов о богохульстве» была связана с реакцией на косвенные оскорбления («Сатанинские стихи» Рушди - для мусульман, «Последнее искушение Христа» Скорцезе - для католиков).
Вторая волна возникла несколькими годами позже.


После этих наблюдений, я попытаюсь сделать некоторые выводы.

Вывод 1. Институциональное оскорбление религиозных чувств практикуется только в отношении тех конфессий, которым свойственно проституировать себя (т.е. предельно ярко выставлять напоказ свою культовую практику с целью приобщения к этой практике всего общества).

Вывод 2. Идея институционального оскорбления религиозных чувств подсказана самими оскорбляемыми, поскольку исходно они начали проституировать эти оскорбленные чувства в той ситуации, когда собственно оскорбления не было (было просто отсутствие учета требований их священных текстов в вопросах, где такой учет по здравому размышлению и не требуется).

Вывод 3. Институциональное оскорбление религиозных чувств морально оправдано тем, что вероучения оскорбляемых применяют двойные стандарты. Они одобряют вандализм в отношении религиозных символов иноверцев и при этом требуют от всех безоговорочного почтения к своим символам. Ясно, что такое сочетание практики и требований является неприемлемым для свободного общества.

Вывод 4. Институциональное оскорбление религиозных чувств является естественной ответной мерой свободного общества, защищающего свои ценности от агрессивных форм навязывания проституируемых вероучений и их религиозных символов.
Эта мера тем более входит в обиход современного общества, чем более растет понимание легкости, с которой можно нанести тяжелейшие оскорбления католикам, мусульманам и православным, не нарушая при этом никаких светских норм общественного порядка.
Популярность изощренных прямых оскорблений чувств верующих этих религий будет тем выше, чем больше будут проституироваться священные символы соответствующих религий и чем острее будет реакций адептов этих религий на подобные оскорбления.


Что можно посоветовать тем верующим, которые действительно испытывают моральные страдания из-за того, что почитаемые ими предметы, образы или обряды подвергаются публичному глумлению?
Только одно: брать пример с тех религий, в символы которых не подвергаются таким манипуляциям.
Вы замечали, что практически в любом городе Европы есть множество китайских и индийских магазинчиков, торгующих культовыми предметами, изображениями будд, даосов и божественных персон индийских религий, амулетами фэн-шуй и гадальными принадлежностями и-цзин?
Никому не приходит в голову провести с этими объектами что-то наподобие скандально известной выставки «Осторожно, религия!» (где проводилось демонстративное глумление над репродукциями икон, крестной жертвой и таинством причастия). И понятно почему: в отношении символов буддизма, даосизма или вишнуизма это будет выглядеть глупо и неинтересно. Да и никакого общественного резонанса не получится: последователи этих религий просто пожмут плечами и скажут: «ну что взять с дураков?».
Никому не приходило в голову рисовать карикатуры с целью оскорбить почитателей Будды Гаутамы или Лао Цзы. Заранее известно, что ничего эпатажного из этого не выйдет: буддистам и даосам сами смеются над хорошими шутками в отношении обожествленных основателей своих религий - основатели это не запрещали. Истории о буддах и даосах полны здорового народного юмора.

И вот что, по-моему, надо усвоить католикам, мусульманам и православным: никто и никогда не сможет добиться уважения к своим святыням и обычаям, если не научится уважать святыни и обычаи других.
_________________
If all fails, try hedgehog. Hedgehog never fails.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
jedi
Местный
Местный
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Достоевский
Зарегистрирован: 16.10.2005
Сообщения: 1629
СообщениеДобавлено: Пн Мар 26, 2007 10:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Где-то читал интересное исследование, в котором показывалось, что Иегова и Яхве - трансформация египетского бога Сета. Очень интересный выводы из этого можно сделать в отношении религий, и в отношении уничтожения христианством язычества, причем такого уничтожения полного, что мало кто вообще что-то знает о той религии и культуре, которые были на Руси тысячи лет до христианства.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
burger
Бывалый
Бывалый
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Габен
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 12.07.2006
Сообщения: 2221
СообщениеДобавлено: Пн Мар 26, 2007 10:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Человек стремится принадлежать к какому-либо сообществу, чтобы почувствовать себя защищенным. От разных угроз.

Я вполне отделяю веру в Бога от религии. Об этом много уже написано и сказано.

С моей точки зрения, далеко не уникальной, религия и религиозные институты - церкви разных названий - используют веру в двух основных целях. Первая - развитие самого института. Второе - несение своего представления о Боге в широкие "темные" массы. Можно считать, что второе - прикрытие первого. Я так не считаю. Именно поэтому я уважаю церкви и религии любых направлений. В них есть позитивное зерно. Наживаемый на этой позитивной деятельности капитал меня не волнует. Это - личное дело души каждого религиозного служителя.

Взаимные нападки разных религиозных конфессий - конкурентная борьба. Не за души, но за капитал. Душа не принадлежит религии. Душа принадлежит Богу. Я осуждаю межконфессиональную борьбу. Разделение верующих по частным, не имеющим отношения к вере, признакам только на руку темным силам. Поскольку злоба, агрессия, ненависть не может нести созидательного зерна.

Мне представляется, я так ощущаю, что ни одна из мировых религий до сих пор не подошла вплотную к пониманию мироустройства. Они как слепые мудрецы ощупывают слона с разных сторон... Тем не менее, их деятельность на благо. Они говорят о необходимости думать не только и не столько о хлебе насущном. Рано или поздно это приведет к успеху. Хотелось бы пораньше...
_________________
Я - не Ты
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ФессКа
Бывалый
Бывалый
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Есенин
Возраст: 67
Знак зодиака: Рак
Откуда: Израиль
Зарегистрирован: 09.12.2006
Сообщения: 2046
СообщениеДобавлено: Пн Мар 26, 2007 11:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

burger
Цитата:
Взаимные нападки разных религиозных конфессий - конкурентная борьба. Не за души, но за капитал. Душа не принадлежит религии.


Увы. И за души - тоже!

Все что описано в статье коротко можно выразить так:
- Молодые религии - Христианство и Ислам - построенны
на политике агрессивного миссионерства.

- Старые религии - Индуизм, Авеста, Буддизм, Синтоизм, Иудаизм и т.д. - миссионерством не занимаются. А в Иудаизме, например,
миссионерство - ЗАПРЕЩЕНО.
_________________
Стрельба из лука учит нас,
как надо искать истину.
Когда стрелок промахнётся,
он не винит других, а ищет вину в самом себе.
.................................................Конфуций
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Нигилист
Бывалый
Бывалый
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Бальзак
Возраст: 49
Знак зодиака: Рыбы
Откуда: С луны свалился
Зарегистрирован: 10.02.2007
Сообщения: 3111
СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2007 3:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Почему сказать, что Дева Мария была шлюхой- это оскорбление чьих то там чувств, а назвать Ленина политической пароституткой- не оскорбление чувств коммунистов???
Нельзя оскорблять человека. А вот его убеждения вполне могут быть осмеяны. Ничего в этом плохого нет, по-моему.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эка
Модератор, админ сайта Штирлицев
Модератор, админ сайта Штирлицев
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Штирлиц
Возраст: 44
Знак зодиака: Близнецы
Откуда: Чикаго
Зарегистрирован: 13.05.2006
Сообщения: 2189
СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2007 6:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Небольшое дополнение - не от меня, а от автора. Его попросили привести примеры, и он их привел.

Участник обсуждения:
Наблюдения лучше бы дополнить примерами (особенно пункты 2 и 3).
Автор статьи:
Возможно, Вы правы.
3. Агрессивные, экстремистские призывы адептов католицизма, ислама и православия, направленные против хулителей их святынь и «врагов церкви», «врагов Христа» или «врагов ислама».
Это, к примеру:
- Непотребное поведение адептов католицизма и православия в отношении фильмов "Последнее искушение Христа" и "Код да Винчи",
- Отвратительная ложь кардинала Поля Пупара (советника Ватикана по культуре) касательно отношения секулярного европейского общемства к христианам.
- Мерзкая акция адептов православия вокруг центра индийской культуры в Москве (из-за которого центр так и не будет построен)
- Возмутительный акт вандализма в центре им. Сахарова и еще более возмутительные экспертные заключения, фигурировавшие на суде над Самодуровым.
- Фетва в отношении Салмана Рушди (автора "Сатанинских стихов")
4. В католицизме, исламе и православии существует нечто вроде священного вандализма по отношению к почитаемым объектам других религий. Жажда разрушать «языческие капища» и «церкви еретиков» возводится в ранг религиозных добродетелей. В католицизме и православии жития святых содержат героизированные описания актов вандализма в отношении языческих храмов. В исламе ритуальный вандализм в отношении изображений трех языческих богинь является составной частью ритуального поклонения Каабе (хаджа).
Самый простой пример:
- множество православных и католических храмов, возведенных поверх предварительно разрушенных языческих культовых построек. Те, кто разрушал древние святилища, ныне канонизированы именно за эти действия.
- сожжения "еретических и языческих книг" - практикуется до сих пор. К сожалению, эту безобразную практику заимствовали и некоторые протестантские церкви.
- ритуальное разрушение изваяний будды Шакьямуни в Афганистане при талибах.
- ритуал забрасывания камнями стел, посвященных багиням аль Лат, аль Узза и аль Манат (этот ритуал проводится во время хаджа).
В буддизме, индуизме, язычестве, даосизме и либеральном христианстве... В некоторых из этих религий допускается даже инклузивизм – включение «чужих» божеств и героев, как почитаемых лиц, в собственные культовые практики.
Пример: взаимоотношения вишнуизма, буддизма, даосизма и синтоизма. Это пожалуй самая яркая иллюстрация. Затем, объединение почитания основателей 5 религий в бахаизме. Отношение к Иисусу в индуистских традициях начиная со средневековья и до наших дней. И наконец, взаимоотношения широкой англиканской церкви с неодруидической религией. Я не привожу позитивные примеры, связанные с new age - они очень яркие, но я не знаю, чем следует считать new age, религиозной системой или социально-философским движением.
С уважением, Мих. Серг.
_________________
If all fails, try hedgehog. Hedgehog never fails.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Кошкин
Активист
Активист
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Бальзак
Возраст: 42
Знак зодиака: Близнецы
Зарегистрирован: 24.07.2007
Сообщения: 449
СообщениеДобавлено: Пт Авг 17, 2007 1:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошая статья) Согласна с выводами автора.
_________________
Мяу, выраженное словами, не есть истинное Мяу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Философия Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group

Igloo Theme Version 1.0 :: Created By: Andrew Charron