- У тебя в дневнике опять одни двойки! Какое оправдание у тебя на этот раз?
- Я пока еще даже не знаю: или наследственность, или семейное окружение.
Всегда были доводы в пользу обоих формирующих психические особенности факторов. И даже далеко не двух Можно годами обсуждат формирующее влияние среды воспитания. Но мне гораздо интереснее обратить внимание на то, как особенности психики пытаются сегодня объяснить генетика и молекулярная биология. Есть интересная обобщающая статья
www.vigg.ru/humangenome/publicat/borinsk4/borinsk4.pdf
Лейтмотивом к ней должны, наверное, звучать слова авторов "Поведение – слишком сложная система, чтобы считать, что какая-либо его форма определяется одним
конкретным геном." И все же безумно интересно, какие генетические и молекулярные особенности оказывают существенное влияние на нашу психическую индивидуальность. Возможно, кто-то работает в этой области или у кого-то есть материал по этой теме? Буду очень благодарна, если вы поделитесь своими находками или зададите интересующие вас вопросы по теме - будем искать вместе _________________ Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию до проблемы. (С) Джон Голсуорси
генетика мозга, генетика и молекулярная биология, генетическая консультация
Народ, кто-нибудь замечал наследование психических признаков в собственном семействе? "Характером в прабабушку со стороны двоюродного дяди"? Просто стало интересно. В некоторых работах утверждается, что с возрастом влияние генетического компонента в проявлении психических признаков увеличивается. В том числе за счет того, что человек с возрастом учится моделировать именно необходимую ему среду развития. Может, вы замечали наследование каких-то признаков в собственной семье (темперамент, коэффициент IQ, познавательные способности...)? Это с возрастом проявлялось сильнее или, наоборот, было заметнее у детей? _________________ Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию до проблемы. (С) Джон Голсуорси
генетика мозга, генетика и молекулярная биология, генетическая консультация
У меня мама в середине жизни вдруг сильно потянулась к живописи (учится рисовать). И недавно бабушка открыла ей семейную тайну: ее настоящий отец был успешным художником. Вот и думай: совпадение или генетика. _________________ Ты не для того существуешь, чтобы оставить в мире след. Ты существуешь, чтобы прожить свою жизнь, к тому же прожить её так, чтобы быть счастливым. (с) ксм
//---------
http://www.diary.ru/~reflexive
А мне попались на глаза материалы о том, что вклад генетических факторов с возрастом увеличивается (хотя я всегда машинально думала, что наоборот). Потому что с возрастом человек учится формировать именно ту среду, которая необходима для максимальной реализации его генотипа. Очень интересно, ведь в разные периоды жизни наибольшую активность проявяют, по тем же сведениям, разные части генома. Получается, что с течением жизни мы занимаемся самонастройкой. Если активно формируем эту самую среду... И опять же подтверждается то, что выживают и доживают до продуктивной старости именно те, кто всю жизнь стремится к чему-то новому... Интересно, что именно подразумевается под "активацией разных частей генома"... Надо подумать-поискать-поспрашивать...
Спасибо за пример, Simoroshka! Как-то в свете всего прочитанного это не тянет на совпадение... Ведь "художественное" восприятие мира частично обусловливается вкладом работы полушарий головного мозга, если я правильно вспоминаю физиологию. А этот признак часто наследуется. А ты рисовать не пробовала? _________________ Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию до проблемы. (С) Джон Голсуорси
генетика мозга, генетика и молекулярная биология, генетическая консультация
Добавлено: Вт Фев 27, 2007 1:14 am Заголовок сообщения:
Я очень много раз пробовала, даже что-то вроде получалось, но я слишком критично себя оцениваю, хочу, чтобы сразу красиво получилось... не получается (у меня высокие планки "красивого"), я теряю вдохновение и все.
А так да, очень тянет. Но если маму больше привлекает живопись, краски, пейзажи с натюрмортами, то меня графика и формы, изображение людей, фантазии из головы..
Может, в зрелом возрасте порисую, сейчас и так занятий много...
Я уверена, что генетика сильно влияет на нашу психическую организацию. Мне это кажется логичным, правильным, да и примеры как-то сами обнаруживаются.
У нас с братом (на 10 лет меня старше) разные отцы, но он своего не помнит даже, мама недолго с ним жила.. Очень интересно, что брату было довольно тяжело учиться в школе (помню, что мама постоянно помогала ему), дотянул тольно до 9-го класса. Что, впрочем, не мешает ему быть хорошим автослесарем. Я же относилась к учебе "спустя рукава" (уж очень лень выкладываться ради того, что не очень-то пригодиться), но в аттестате только 3 четверки, и поступила по ЕГЭ на бюджетное, с регулярной стипендией.. мне довольно легко учиться. Генетика? Воспитали-то нас одни и те же люди.
Не знаю, кем был его биологический отец, но, видимо, звезд с неба не хватал, по маминым скудным рассказам. Мой папа был почти учителем литературы, фотографом, поэтом, в общем, умным и разносторонним человеком с философским складом ума (таким я его помню).
Ну, я вот - копия своей мамы. ТИМ (ЭИИ), характер, цвет глаз/форма носа, способности... Копия. _________________ Не спрашивай, по ком гудит трансформатор. Это глупый вопрос; он гудит сам по себе.
Simoroshka, так в целом сложно оценить генетический вклад У вас ведь и среда воспитания с братом была разной в разных возрастах. Психологи выделяют так называемые периоды наибольшей восприимчивости. Считается, что в эти периоды человек без особого труда может развить те качества, на развитие которых потом потратит на порядок больше усилий. Полагают, что эти периоды поддерживаются генетически. То есть наиболее интенсивно работает именно та часть генов, деятельность которых способствует развитию и проявлению конкретных способностей периода (это может совпасть и с формированием именно тех структур, которые необходимы для этих способностей). И что еще интересно: даже одна и та же среда для одного ребенка в семье может оказаться благоприятной, а для другого - тормозящей развитие. К примеру, дети с хорошими музыкальными и математическими способностями в семье музыкантов. Кажется, вы с мамой хорошо совпали в плане организации среды для проявления генетических качеств
_link И все-таки ты "мальчик" (извините, возраста не знаю )! Так что не во всем вы совпали А какие способности имеются в виду?
У меня, если задуматься, передавались познавательные способности. Хотя отбор, вроде как, шел не по ним _________________ Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию до проблемы. (С) Джон Голсуорси
генетика мозга, генетика и молекулярная биология, генетическая консультация
Сложно, но логично. _________________ Ты не для того существуешь, чтобы оставить в мире след. Ты существуешь, чтобы прожить свою жизнь, к тому же прожить её так, чтобы быть счастливым. (с) ксм
//---------
http://www.diary.ru/~reflexive
_link И все-таки ты "мальчик" (извините, возраста не знаю )! Так что не во всем вы совпали А какие способности имеются в виду?
В частности, к физике-математике. Мама в институте (Одесский институт связи; у них, кстати, читал Мильман, чья теорема Крейна-Мильмана) решала задачи всем подряд, но теорию объяснить не могла. Так же и я: "нутром чую", что вот так, но, в отличие от нее и в результате многолетнего обучения, могу объяснить.
_________________ Не спрашивай, по ком гудит трансформатор. Это глупый вопрос; он гудит сам по себе.
Добавлено: Чт Мар 01, 2007 6:30 pm Заголовок сообщения:
По поводу психогенетики кой-какие ссылки есть здесь (в самом низу страницы):
www.socioniko.net/ru/1.begin/biology.html _________________ Социализм и религия - родные брат и сестра. Они оба недооценивают биологическую природу человека.
Добавлено: Сб Мар 10, 2007 6:45 pm Заголовок сообщения:
Спасибо за ссылки Интересно, хотя немного размыто. К слову о современных исследованиях в этой области: наткнулась на пару интересных ссылок, связанных с формированием интеллекта у современного человека
http://ethology.ru/news/?id=268 http://ethology.ru/news/?id=286
Насколько я знаю, эта тематика сейчас и популяционщиками широко обсуждается. Другой вопрос: нет прямых доказательств непосредственной связи размера мозга с IQ. В Nature и Science есть как статьи, подтверждающие связь интеллекта с альтернативными вариантами генов ASPM и microcephalin, так и отрицающие её существование. Что меня поразило, просто по-детски: кто же не читал "Хижину дяди Тома" или детективы Гарднера... С детства нам внушали, что раса не влияет на интеллект. Однако в свое время тесты IQ, проводимые амриканцами, показали, что такая зависимость есть. Там сравнивались афроамериканцы с европеоидными гражданами страны. Причем в исследовании участвовали даже дети, попавшие в приемные семьи. Результаты афроамериканцев были в среднем всегда ниже. Понятно, что тесты неразрывно связаны со статистикой, усреднением данных. И способности отдельных индивидуумов могут быть на порядки более выдающимися. Однако это лишний раз свидетельствует о наследуемости интеллектуальных способностей, их генетической обусловленности. Или, вспоминая исследования популяции евреев, где был выявлен отбор по интеллекту, может, у афроамериканцев отбор шел не по интеллекту? Все-таки часто это наиболее красивые представители человечества
В любом случае, какой бы набор генов ни достался, все равно надо пахать и пахать, чтобы этот генотип еще и реализовался... Интересно, как с возрастом ощущаются генотипические потребности? Как они осознаются? Как появляются чайки Ливингстоны?.. Кто-нибудь ощущал(ет) это на себе? _________________ Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию до проблемы. (С) Джон Голсуорси
генетика мозга, генетика и молекулярная биология, генетическая консультация
Насчет тестов интеллекта и расы очень советую почитать вот эту статью. Познавательная вещь _________________ Life isn't about finding yourself. Life is about creating yourself.
Вещь очень интересная, спасибо Получается, что самым верным тестом на определение IQ может быть тест, составленный группой исследователей, максимально представляющей выборку будущих тестируемых. А вообще согласна с автором: человека с достаточно высоким уровнем интеллекта невозможно протестировать (если только он сам для себя тест не составит ). Но любые исследования грешат своей ограниченностью. Все равно когда-то количество перейдет в качество, если не путать одно с другим... И снова, и снова...
Вдруг пролезла параллель с соционикой: получается, что чтобы определить социотип хотя бы одного "испытуемого", нужно, чтобы группа тестирующих представляла все социотипы, причем соционики были примерно одного интеллектуального уровня. Нет, уровня развитости информационного метаболизма. Ибо с учетом представленной статьи понятие IQ теряется и размазывается _________________ Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию до проблемы. (С) Джон Голсуорси
генетика мозга, генетика и молекулярная биология, генетическая консультация
Добавлено: Пн Май 07, 2007 6:49 pm Заголовок сообщения:
Кстати, в продолжение найденной whisperстатьи:
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ БАНК НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ ЛОПНУЛ, НЕ ОПРАВДАВ НАДЕЖД
Из 200 с лишним детей, родившихся благодаря банку спермы нобелевских
лауреатов, лишь один, Дорон Блейк, оказался наделенным прекрасными
данными. Его индекс интеллекта равнялся 180, в два года он умел
пользоваться компьютером, в пять - читал "Гамлета". Но в жизни это ему не помогло.
Историю длительного эксперимента, начатого с целью создавать новых гениев и оказавшегося в итоге утопичным, реконструировал с документальной точностью американский журналист Дэвид Плотц.
Знаменитая балерина Айседора Дункан как-то предложила Бернарду Шоу завести общего ребенка. "Представь, - сказала она, - с моим телом и твоим умом он будет производить фурор". На что Шоу ответил: "Подумай, дорогая, а если у него будут мои ноги и твой ум?". Именно так можно было бы изложить мораль "невероятной истории банка спермы нобелевских лауреатов", как написано в подзаголовке к репортажу Плотца под названием "Фабрика гениев".
Миф о "супербое" родился в Соединенных Штатах, на родине Супермена. Но эта супергероическая мифология смешивается с более тревожными аспектами, изложенными в истории отца-основателя Repository for germinal choice, более известного как "банк спермы нобелевских лауреатов".
Роберт Грэхем был оптометристом, который заработал 100 млн долларов на изобретении - он придумал небьющиеся пластиковые линзы. На протяжении определенного времени он даже лелеял мечту купить остров и основать на нем собственное государство. У Грэхема, придерживавшегося расистских взглядов, был культ генетики, и ему не давала покоя мысль, что человечество само себя ухудшает. Единственным противоядием, как ему казалось, мог быть банк
спермы, в котором бы хранился генетический материал нобелевских лауреатов, давая возможность через искусственное оплодотворение получить поколения сверходаренных детей.
Добрые намерения Грэхема основывались на евгенической традиции,
укоренившейся в англосаксонском мире и в свое время поднятой на щит Адольфом Гитлером. С этой традицией сливались теории о сверхнаселенности, гипердарвинизме и расистская паранойя начала ХХ века. Грэхем твердо решил осуществить задуманное на личной усадьбе в Эскондидо, в Калифорнии. 29 февраля 1980 года в Los Angeles Times появилась статья "Все лауреаты Нобелевской премии - доноры банка спермы: проект по обогащению генетического потенциала человечества".
Казалось, наступила новая эра. Но касалось это лишь для гениев от науки - просто грамотные люди не допускались к участию в проекте априори. Строгая анонимность и использование псевдонимов не позволяет говорить об участниках проекта с полной уверенностью. Донором хотел стать Джон Форбс Нэш, математик-шизофреник. Почти наверняка им стал Джонас Солк, один из открывателей вакцины от полиомиелита.
По мнению Плотца, нобелевских лауреатов, принявших участие в проекте, было всего трое, и с полной достоверностью известно лишь одно имя: Уильям Шокли. Он получил Нобелевскую премию по физике в 1956 году за изобретение транзистора, по сути, он является отцом электронной эры. Но это "божество" Силиконовой долины последние 25 лет жизни посвятил тому, чтобы попытаться помешать бедным и черным иметь детей, поскольку был убежден в их более низком уровне развития по генетическим, а не социальным параметрам.
Шокли верил лишь в то, что можно было измерить, а по итогам тестов IQ негры и представители низших слоев общества в среднем показывали результаты на 12% хуже, чем "белые". Но, как известно, этот тест имеет к уму такое же отношение, как половой акт к настоящей любви. Не стоит, таким образом, удивляться, что Шокли очень скоро превратился в посмешище для СМИ и идола для Ку-клукс-клана.
За десятилетия своего существования банк спермы гениев не стал популярен, как надеялся его основатель. С 1950-х годов, когда Грэхем и Шокли оттачивали свою теорию превосходства, времена изменились. Мамы эпохи яппи, обращавшиеся в генетический банк, чаще хотели иметь не гениев, а высоких, красивых, здоровых и спортивных детей. Конечно же, конкурентоспособных: "Я
хочу, чтобы он был теннисистом". Но усталые сперматозоиды нескольких престарелых нобелевских лауреатов оказались непригодными для этих целей.
После смерти Шокли Грэхем надеялся выстоять, но его "Фабрика гениев" начала сдавать позиции. В 1999 году, спустя два года после смерти своего основателя, банк окончательно закрылся. Единственный из его "питомцев", кто оказался наделенным прекрасными данными, Дорон Блейк также не оправдал
надежд создателя банка спермы.
В 2001 году Плотц разыскал его в американском Reed College. По его словам, это "был хиппи с косячком довольно отрешенного вида". Он забросил учебу и занялся спиритуализмом. "Это была абсурдная идея, создавать гениев, - сказал молодой человек журналисту. - Люди надеялись на то, что я добьюсь грандиозных успехов. Но это не так. Я не сделал ничего особенного". "Если бы я родился с индексом IQ 100 вместо 180, я бы мог сделать в жизни то же, что и сейчас", - заключил сын гения.
С одной стороны, конечно, здорово: попробовать улучшить человечество... С другой стороны: генетическими методами проводить отсеивание по интеллекту - в дрожь бросает. А вы как думаете, должен ли такой проект иметь место под Солнцем? _________________ Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию до проблемы. (С) Джон Голсуорси
генетика мозга, генетика и молекулярная биология, генетическая консультация
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах