Холерик
Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
Сангвиник
Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.
Флегматик
Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Меланхолик
Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
Темперамент относят обычно к врожденным свойствам личности. Тем не менее, возможны существенные отклонения от какого-то одного типа поведения у гибких людей. _________________ танцы, английский язык, знакомства
Не всё тут так просто. Гиппократ и Гален просто выделили четыре точки в психологическом пространстве, а все попытки их обосновать были уже опосля.
В ХХ в. исследователи темпераментов сходились в том, что темпераменты надо исследовать психофизиологическими и/или другими методами, подразумевающими измерение шкал, а не просто введение их от фонаря. В СССР пионером такого подхода был Павлов, однако из его подхода выросло несколько конкурирующих школ - 1) Иванова-Смоленского, 2) Теплова и Небылицына, ещё какие-то мелкие. За рубежом в основном получил известность подход Айзенка. В наши дни украинский психолог Цуканов (кстати, долго переписывавшийся с Айзенком) рассматривает темпераменты как различие по восприятию времени и/или биоритмам. Ещё вышла в 1996 интересная книга Т.А.Блюминой, где она рассматривала промежуточные формы темпераментов, а также сопоставляла темпераменты со всеми известными к тому времени психологическими типологиями (включая Кирси и соционику).
Наконец, во Франции Хейманс и Ле Сенн решили - 4 темпераментов мало, даёшь больше:
http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003-11/index.html
В этом с ними сошлась питерская исследовательница Е.Лесиовская, которая, правда, предложила собственную систему:
http://www.socioniko.net/ru/articles/les.html _________________ Социализм и религия - родные брат и сестра. Они оба недооценивают биологическую природу человека.
Из описанных в статье вариантов лучше всего коррелируют с психософией определения Айзенка:
Холерик - Экстраверт, эмоционально неустойчивый - 1Э по психософии.
Сангвиник - Экстраверт, эмоционально устойчивый - 2Э.
Меланхолик - Интроверт, эмоционально неустойчивый - 3Э.
Флегматик - Интроверт, эмоционально устойчивый - 4Э.
Мне кажется, что это верно в том случае, если самой заметной и/или социально востребованной из психософских функций является Эмоция. Если не Эмоция - то см. положение (1,2,3 или 4) самой социально востребованной (и/или заметной и/или используемой при контактах с внешним миром) функции. Скорее всего, тысячу и больше лет назад, при возникновении теории темпераментов, Эмоция была намного более используемой коммуникативной функцией, чем Логика.
Сам же автор психософии А.Афанасьев приводил другое соответствие:
Цитата:
“Сангвиник”: Физика вверху + Эмоция вверху (ярковыраженное светлоокрашенное мироощущение).
“Флегматик”: Физика вверху + Эмоция внизу (слабовыраженное светлоокрашенное мироощущение).
“Меланхолик”: Физика внизу + Эмоция внизу (слабовыраженное темноокрашенное мироощущение).
“Холерик”: Физика внизу + Эмоция вверху ( ярковыраженное темноокрашенное мироощущение).
_________________ Sed tamen potest esse totaliter aliter
Это было давно. Можно сказать, донаучный этап изучения темпераментов.
Савмые современные представления о темпераментах - это то, что лет 15-20 о них писали Мерлин, Русалов и Симонов. Но вот что интересно: чем глубже изучались темпераменты, тем всё больше пропадал к ним интерес. Думаю, что сейчас темпераменты существуют скорее по инерции - до того времени, пока их не вытеснит, например, типология Юнга. _________________ Социализм и религия - родные брат и сестра. Они оба недооценивают биологическую природу человека.
Добавлено: Сб Апр 28, 2007 1:21 am Заголовок сообщения:
Теория темпераментов действительно не проста. Проводя аналогию с понятиями темпераментов Гуленко даже пршлость изобретать новые названия для установок.
Моя тема в соционике, частично, как раз развитие теории темпераментов, как энергетической основы функций ТИМа.
Возможно Лытов частично прав, пиша о "вытеснении". Единственно что для аналитической психологии эта проблема, мне кажется, не важна, а дифференциальная психология без соционических методов ноль без палочки, каковой и является уже лет пятнадцать. К тому же, оставив без развития свои темпераментные основы "дифференциалы" сегодня делают жалкие попытки оседлать проблемы социальной психологии...
Что-то там этологи продолжают экспериментировать, но вряд ли это может оказать влияние на, вцелом, лженауку "Психология".
На мой взгляд сёрфера, для соционики критично необходим экспериментально подтверждённый синтез теории темпераментов по Кречмеру, Русалову иже с тепловцами, Гуленко как минимум, объясняющий энергетическую основу работы функций.
Цель - метрический и аппаратный способ диагностики ТИМа.
Попутным эффектом будет чёткое понимание разницы темперамента и характера. Соционики перестанут скакать от одного к другому и научаться отделять Установки, активные функциональные проявления темперамента от акцентуаций характера.
То что "...формальные свойства личности (т.е. темперамент) не существуют сами по себе, а включаются в "более высокоорганизованные" структуры личности, в частности интеллект и характер, в качестве необходимых компонентов динамических свойств этих структур" Русалов,
я себе давно доказал, а вам изложил как и почему взаимосодействуют функции в зависимости от своего темперамента...
Кое какая подборка на НСО:
http://www.socion.org/forum/viewtopic.php?t=538
Ныне перехожу к рассмотрению соотношений с ТИМом мотивации, характера.
Добавлено: Сб Авг 11, 2007 1:35 am Заголовок сообщения:
Я вот холерик...чему особо не радуюсь, ибо идёт какая-то совершенно безумная борьба эмоционального, неуравновешенного темперамента с собственным социотипом, который эту неуравновешенность и горячность давит (((( Посему, часто мучает ощущение какого-то "расклонирования" личности, что меня много, что в один момент я порывистая, страстная, эмоциональная до драматизма и, одновременно, жесткая, волевая, логичная до безобразия... Чем такое лечат? _________________ Если что-то и стоит делать, так то, что считают невозможным (с)
Я вот холерик...чему особо не радуюсь, ибо идёт какая-то совершенно безумная борьба эмоционального, неуравновешенного темперамента с собственным социотипом, который эту неуравновешенность и горячность давит (((( Посему, часто мучает ощущение какого-то "расклонирования" личности, что меня много, что в один момент я порывистая, страстная, эмоциональная до драматизма и, одновременно, жесткая, волевая, логичная до безобразия... Чем такое лечат?
Это не лечат . Я тоже холерик и вполне научился жить с таким темпераментом. С ним нужно как бы договориться
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах