Добавлено: Пн Май 08, 2006 12:54 pm Заголовок сообщения: Психология и грамматика детской речи
Поскольку у многих из нас есть дети, предлагаю поговорить о детской речи. Я думаю, мы с вами сможем выявить немало интересных закономерностей (в частности, о том, как происходит изучение языка вообще).
К примеру, среди некоторых психолингвистов существует убеждение, что дети до 6 лет не представляют себе будущее. По крайней мере у моего ребёнка, которому сейчас всего 1 год и 8 месяцев, представление о будущем развито очень хорошо, и слово "будет" он уже несколько месяцев как освоил, а вот слово "был" для него ещё ничего не значит. Бывает, смотрит мультик, сюжет которого ему уже знаком, и говорит "жук будет" или "вода там", хотя соответствующий эпизод должен произойти только через полминуты.
С другой стороны, хотя он уже употребляет глаголы в прошедшем времени, я не уверен, что он воспринимает прошлое. Скорее для него существует понятие "там", т.е. не здесь и не сейчас. События в прошлом он воспринимает как повторяющиеся и воспроизводимые; например, приходила в гости "тётя" (сестра моей жены) – значит, ещё придёт, а пока что тётя "там".
Грамматические формы слов он уже вполне освоил, хотя представления о грамматике у него иногда своеобразные. Скажем, падежи он освоил легко, поскольку они имеют самый очевидный практический смысл ("субъект – объект – получатель – средство и т.д."), а вот грамматический род для него никакого смысла не несёт, поэтому он употребляет все прилагательные в мужском роде, хотя прекрасно понимает, что они существуют и в других формах. Префикс "по" иногда воспринимает как показатель будущего времени – потому что "побежит", "поедет". Глаголы употребляет только в 3-м лице ед.ч. (раньше употреблял и другие глагольные формы, но путём механического повторения, а сейчас, когда он начал осознавать грамматику, эти формы для него потеряли смысл). Вместо императива употребляет инфинитив (открыть! дать! кушать!) _________________ Социализм и религия - родные брат и сестра. Они оба недооценивают биологическую природу человека.
Добавлено: Пн Май 08, 2006 6:40 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
Грамматические формы слов он уже вполне освоил, хотя представления о грамматике у него иногда своеобразные. Скажем, падежи он освоил легко, поскольку они имеют самый очевидный практический смысл ("субъект – объект – получатель – средство и т.д."), а вот грамматический род для него никакого смысла не несёт, поэтому он употребляет все прилагательные в мужском роде, хотя прекрасно понимает, что они существуют и в других формах. Глаголы употребляет только в 3-м лице ед.ч. (раньше употреблял и другие глагольные формы, но путём механического повторения, а сейчас, когда он начал осознавать грамматику, эти формы для него потеряли смысл). Вместо императива употребляет инфинитив (открыть! дать! кушать!)
Когда детенышу 8,5, такие тонкости про развитие речи уже остаются только в воспоминаниях.
В 1г4мес сынуля придумал свое собственное правило образования слов из двух слогов - путем удвоения ударного слога - бубу для булка, гого для колготки и т.п. Для длинных слов особенно удобно
Наше первое предложение в 1г8мес было "Тятя ходит [по] камням". То есть падежи сразу были, а предлоги - появились позже. С инфинитивом было то же (дать! добавить! гулять!) вместо обычного детского дай!
Грамматический род прилагательных сразу был правильным, но прилагательные появились в речи несколько позже (наверное, не раньше двух лет, а может и еще позже), сначала - только глаголы и существительные. "Папа любит молоко [и] булку" (1г8мес) - это одно из первых предложений, и союз "и" выпал. Эмоциональное отношение выражалось уменьшительно-ласкательными существительными и множеством глаголов, выражающих эмоции.
Из перлов - "конибизончик" (комбинезончик), "бисинка" (машинка), "лисипед" (велосипед), "хагадильник" (холодильник).
Позже, унитаз ("вонитаз") и ваниль ("вониль") воспринимались как родственные понятия, объединенные запахом
Цитата:
Префикс "по" иногда воспринимает как показатель будущего времени – потому что "побежит", "поедет".
Насчет "по", встречала вот такой атавизм у 5-летнего мальчика - "...трошеная рыба" - "КАКАЯ????" - "Ну, мы ее потрошили, и она стала трошеная" Тут "по" обозначает совершенное действие, не будущее.
Еще помню, довольно поздно, года в 4 (и это норма), устанавливаются правильные грамматические формы прилагательных, обозначающих принадлежность - лисий, черепаший, лошадиный и т.п.
А со временем в 8.5 уже более тонкие отношения - есть свой багаж ярких воспоминаний "детства" , есть беспокойство о будущей профессии, своем месте в жизни. В речи не особо проявляется, это уже внутренняя работа.
Добавлено: Пн Май 08, 2006 10:20 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
Наше первое предложение в 1г8мес было "Тятя ходит [по] камням". То есть падежи сразу были, а предлоги - появились позже.
Да, у нас точно так же. Со временем начинает воспринимать (по крайней мере в отдельных случаях) предлог как префикс, "как-то" уточняющий смысл. Но пока что говорит в основном без предлогов.
Ещё интересное наблюдение: раньше длинные слова он запоминал только по последним слогам. Например, гусеница становилась "нитя". Теперь обратная тенденция - запоминает по первым 2-3 слогам (больше - пока нет). Та же гусеница теперь звучит "гусиня".
То, что некоторые грамматические формы наш Мишка хорошо понимает, мы можем судить по тому, как он склоняет и спрягает несуществующие слова. Например, "тика" (пирог, торт - произошло от усечённого слова "шарлотка") - соответственно "Мися хочет тику". Или глагол "топить" (с ударением на первом слоге) от "топ-топ" (ходить).
Ещё, не знаю почему, любит иногда удваивать существительные (но только существительные). Например, "папа-папа". _________________ Социализм и религия - родные брат и сестра. Они оба недооценивают биологическую природу человека.
Добавлено: Пн Май 08, 2006 10:29 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
Когда детенышу 8,5, такие тонкости про развитие речи уже остаются только в воспоминаниях.
А когда 16,5 - навскидку на ум приходит только одно:"Мама, дай денег!"
Единственное, что помню из тех времен - это *калебки* и *касебки*.
При внешнем сходстве это были совершенно противоположные вещи.
Калебки - это таблетки.
Касебки - совсем наоборот, конфетки.
Цитата:
Ещё, не знаю почему, любит иногда удваивать существительные (но только существительные). Например, "папа-папа".
Это - стандарт. Все дети так делают.
Видимо, не доверяют интеллекту взрослых, тем вечно все приходится по два раза повторять.
Вобщем - правильно делают. Скорость-то развития у них сейчас - ого-ого! ни одному взрослому - и не снилась!
Добавлено: Вт Май 09, 2006 8:57 am Заголовок сообщения:
Ещё забавное наблюдение. Пару месяцев назад у Мишки слово "синий" было прилагательным по умолчанию. Если он не знал ответа на вопрос "какой", то отвечал "синий" (типа, отстаньте!). _________________ Социализм и религия - родные брат и сестра. Они оба недооценивают биологическую природу человека.
Добавлено: Вт Май 09, 2006 12:09 pm Заголовок сообщения:
Думаю, что мой тождик. Жаль, фотография в теме "Фото 1-й квадры" сейчас не видна - сайт висит. Но думаю, что через сутки проявится. Или, может быть, Олег добавит на форуме возможность цеплять изображения к постам. _________________ Социализм и религия - родные брат и сестра. Они оба недооценивают биологическую природу человека.
Добавлено: Вт Май 09, 2006 12:09 pm Заголовок сообщения:
Лытов писал(а):
Ещё забавное наблюдение. Пару месяцев назад у Мишки слово "синий" было прилагательным по умолчанию. Если он не знал ответа на вопрос "какой", то отвечал "синий" (типа, отстаньте!).
Мы-то тоже говорим:"Мне фиолетово"
Могу припомнить словообразовательное творчество своего племянника. Когда он маленьим был (года три), смотрел как-то раз на то, как мама крутит мясорубку. И с восторгом сказал:"Мясы лезут!!!"
А был момент, когда его папа Гюго носился по всей семье с предложением расшифровать следующующее высказывние:"Дядеку на-на!" И мы все долго ломали голову..
Тот же ребенок ВСЮ еду обобщил словом "колбаса". )))) _________________ запись на платные консультации по телефону 8-963-615-21-89
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах