Психология и соционика :: Просмотр темы - Техника прояснения и трансформации эмоций
Список форумов Психология и соционика
Психологический форум
 

 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   

Техника прояснения и трансформации эмоций

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Психоанализ
 
Автор Сообщение
Zet
Местный
Местный
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Джек Лондон
Возраст: 42
Знак зодиака: Козерог
Зарегистрирован: 03.05.2007
Сообщения: 1377
СообщениеДобавлено: Сб Сен 15, 2007 3:04 am    Заголовок сообщения: Техника прояснения и трансформации эмоций Ответить с цитатой

У людей, наряду с другими жизненно важными потребностями, такими как потребность в воде, пище, одежде т.д., есть также фундаментальная потребность в разнообразии эмоциональных ощущений.
Для того чтобы чувствовать себя в этой жизни комфортно, человеку нужно получать примерно пятьдесят процентов положительных эмоций.
При этом пятьдесят процентов эмоций должно быть не просто по количеству, а по массе.
Чувства различны по силе, и масса эмоций это их сумма, где каждое из ощущений, умножено на его силу.
Оцените, сколько у вас возникает в среднем положительных и отрицательных эмоций?
Детям надо иметь большее количество положительных ощущений – примерно семьдесят процентов.
Если человек получает более семидесяти процентов отрицательных эмоций, он постепенно сползает к неврозу.

Что необходимо делать, если жизнь сложилась так, что отрицательных эмоций гораздо больше, чем положительных?
Начать можно с того, чтобы попробовать делить окружающие объекты на источники, вызывающие положительные и отрицательные ощущения.
Если объект никаких эмоций не вызывает или вызывает смешанные чувства, мы просто оставим его и перейдем к следующему объекту.
Затем нам надо научиться вызвать ощущение соединенности с объектами, вызывающими у нас эмоции.
То есть, посмотрев на объект, вызывающий позитивные ощущения, или вызвав этот объект из памяти, попробуем ощутить свою соединенность с ним, мысленно «приблизим» его к себе или сами приблизимся к нему.

Теперь, имея чувство соединенности, мы попытаемся сделать следующее:
- увеличить положительное ощущение, получаемое от объекта, до максимума,
- немного задержаться на этой вершине,
- снизить положительное ощущение до минимума,
- вызвать у себя возможно более полное ощущение своей разъединенности с данным объектом, то есть мысленно «отдалить» его от себя, или отдалиться от него самим.

Кстати, само чувство соединенности и разъединенности можно хорошо прочувствовать, на нейтральных, не вызывающих существенных эмоций объектах, с которыми довольно легко можно ощутить как свою соединенность так и разъединенность.

Что касается объектов, вызывающих негативные ощущения, то с ними также можно проделать те же действия, как и с объектами - источниками положительных эмоций.

Для начала выбрать объект, вызывающий отрицательные чувства, затем:
- увеличить негативное ощущение, получаемое от объекта до максимума,
- немного задержаться на этой вершине,
- снизить негативное ощущение до минимума,
- вызвать у себя возможно более полное ощущение своей разъединенности с данным объектом, то есть «отдалить» его от себя, или отдалиться от него самим.

Все это можно проделывать с абсолютно любыми объектами: реально существующими и воображаемыми, неживыми и живыми.
Возникшую эмоцию можно попробовать «подвигать» вверх и вниз, то есть сделать чуть сильнее, а затем чуть меньше, сохраняя чувство соединенности с вызвавшим ее источником.
Это лучше делать скачком; можно также увеличивать и уменьшать силу эмоции ступеньками, несколько ступеней вверх, а потом вниз.
Возможно также постепенное изменение силы спонтанной эмоции.
Если представить себе уже имеющуюся эмоцию в виде небольшого воздушного шарика, то увеличение и уменьшение эмоции можно сравнить с тем, что вы дополнительно быстро надуваете этот шарик или резко выпускаете из него немного воздуха.
Небольшое увеличение и уменьшение ощущения также можно хорошо представить себе как быстрое доливание воды в сосуд и быстрое отливание из него некоторого ее количества.
Подвигав таким образом эмоцию, надо завершить ее снижением силы ощущения до минимума и разрывом чувства соединенности с источником, вызвавшем эту эмоцию.

Сильные спонтанные эмоции «сдвинуть» сразу бывает сложно.
Поэтому сначала желательно попробовать это на объектах, не вызывающих сильных ощущений.
Начинать можно как с положительных, так и отрицательных эмоций.
Можно, к примеру, выбрать некую личность, к которой вы испытываете неприязнь.
Надо почувствовать эту неприязнь, затем ощутить свою соединенность с этой личностью.
Потом неприязнь немного (скачком или плавно) увеличить, уменьшить и снова увеличить. Это можно повторять многократно. Завершить упражнение надо, уменьшив неприязнь до минимума и вызвав ощущение разрыва соединенности с данной личностью.
Это можно проделывать с нелюбимыми телевизионными и иными персонажами.
Например, сначала: «я ненавижу Карабаса-Барабаса», потом: «а теперь я ненавижу его немного больше..., теперь немного меньше..., а сейчас снова больше»
Это можно делать с нелюбимыми вещами, погодой, и вообще любыми объектами.
Можно также искусственно вызывать у себя эмоции к персонам и объектам, к которым изначально вы относитесь нейтрально.
К примеру: «я ненавижу (обожаю) эту вазу…, теперь я ненавижу (люблю) ее немного больше..., сейчас немного меньше..., и снова больше».
Необходимо помнить, что каждая эмоция должна иметь законченный цикл: возникновение эмоции, ощущение соединенности с объектом, вызвавшим эмоцию, нарастание ощущения, короткое пребывание на вершине чувства, спуск к минимальному значению и ощущение разъединенности с объектом, который вызвал ощущение. То есть эмоция должна «проживаться» по возможности полностью.

Теперь можно перейти к трансформации эмоций, преобразованию одних эмоций в другие.
Лучше начинать преобразование, как и все упражнения с эмоциями, с несильных чувств, так как они легче поддаются изменениям.
Можно, к примеру, вновь вспомнить персону, к которой у вас небольшая неприязнь.
Вызовем это ощущение из памяти, ощутим свою соединенность с неприятной персоной, а затем превратим это чувство в другое. Например, в презрение – чувство брезгливого неуважения.
Начинать преобразование надо только тех эмоций и только в те чувства, которые вам ясны, то есть вами словесно определены.
Если вы сомневаетесь в значении эмоции, надо ее для себя вначале словесно прояснить, то есть прямо сказать, (можно как вслух, так и про себя): «то, что я чувствую, называется злостью …обидой …радостью …любовью» и т.д.

Так вот, предположим, вы успешно преобразовали неприязнь в презрение.
Теперь надо презрение «подвигать» - сделать чуть больше потом чуть меньше.
Затем вновь вернуться к ощущению неприязни. Можно повторить это несколько раз.
Завершить упражнение надо, вернувшись к презрению, уменьшив его до минимума и вызвав в конце ощущение разъединенности с презираемой теперь персоной.
В процессе сдвигания эмоций вверх и вниз, а также их преобразования в другие ощущения, максимальная интенсивность чувств, как правило, снижается.
Обратим внимание на то, что в описанном выше случае, первоначальная эмоция – неприязнь существовала изначально, то есть была спонтанной. Вторая эмоция – презрение, была создана искусственно, путем преобразования из первой.

Таким образом, мы получили ключ к управлению нашими эмоциями.
Теперь нам остается лишь развивать и совершенствовать наши возможности в этой области.
Очень важно иметь достаточно широкое поле источников эмоций.

Это поле, в силу различных причин может сужаться. Или, что еще хуже, может остаться только один реально воспринимаемый источник эмоций, как это бывает, например, при безоглядной влюбленности.
Такая эмоциональная зависимость опасна, поскольку в этом случае душевное состояние человека зависит от этого единственного источника, который «закрывает» вход для ощущений от других источников.
Если такой источник становиться поставщиком только отрицательных эмоций (неразделенная любовь), то положение может стать особенно опасным.

Кстати, причиной суицида является не само наличие некоторой очень сильной отрицательной эмоции, а то, что эта эмоция, являясь неподвижной, «застрявшей», блокирует возможность получения других ощущений.
Человек как бы оказывается один на один с этой эмоцией в комнате, где она держит все двери закрытыми для других чувств.
Возникает эмоциональная депривация – лишение возможности получения иных ощущений, что является смертельно опасным.
По этой же причине одним из наиболее тяжело переносимых наказаний является одиночное заключение.

В старости происходит нечто подобное. У стареющего человека снижается потребность в эмоциях. Одновременно, в связи с резким сужением круга общения, уменьшается и возможность их получения. Обе причины ведут к ускорению старения.
Так что «бабушки на лавочке», которых, к сожалению, все меньше и меньше, перемывающие кости всем и вся, занимаются ни чем иным, как продлением собственной жизни.

Для того чтобы избежать опасных последствий «эмоциональной неполноценности», необходимо расширять способность чувственного восприятия мира.
Хорошо, если взгляд, брошенный нами на любой объект, сопровождается эмоциональным откликом в душе, неважно каким, отрицательным или положительным.

© 2006 by Josef Sonn
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Психоанализ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group

Igloo Theme Version 1.0 :: Created By: Andrew Charron


Антикварные книги по истории воздухоплавания: Нимфюр и Амаранго. Смотри здесь