«Вечный фашизм» – Умберто Эко
...
Так мы приблизились ко второй части разговора. Немецкий нацизм был уникален. Мы не можем назвать нацизмом гиперкатолический фалангизм Франко, потому что нацизм отличался глубинным язычеством, политеизмом и антихристианством, или это был не нацизм. А вот с термином «фашизм», наоборот, можно играть на многие лады. Название не переменится. С понятием «фашизм» происходит то же, что, по Витгенштейну, произошло с понятием «игра». Игра может быть соревновательной или же наоборот; может осуществляться одним человеком или же несколькими; может требовать умения и навыков, или не требовать ничего; может вестись на деньги, а может и нет. Игры – это серия различных видов деятельности, семейное сходство между которыми очень относительно.
1. abc ; 2. bcd ; 3. cde ; 4. def
Предположим, перед нами набор политических группировок. Первая группировка обладает характеристиками abc , вторая – характеристиками b с d и так далее. 2 похоже на 1, поскольку у них имеются два общих аспекта. 3 похоже на 2, 4 похоже на 3 по той же самой причине. 3 похоже даже на 1 (у них есть общий элемент с). Но вот что забавно. 4 имеет нечто общее с 3 и 2, но абсолютно ничего общего с 1. Тем не менее, благодаря плавности перехода с 1 на 4, создается иллюзия родства между 4 и 1.
Термин «фашизм» употребляется повсеместно, потому что даже если удалить из итальянского фашистского режима один или несколько аспектов, он все равно продолжает узнаваться как фашистский. Устранив из итальянского фашизма империализм, получаем Франко или Салазара. Устраняем колониализм – выходит балканский фашизм. Прибавляем к итальянскому фашизму радикальный антикапитализм (чем никогда не грешил Муссолини), и получается Эзра Паунд. Прибавляем помешательство на кельтской мифологии и культе Грааля (абсолютно чуждое итальянскому фашизму), и перед нами один из наиболее уважаемых фашистских гуру – Юлиус Эвола.
Чтобы преодолеть этот разброд, по-моему, следует вычленить список типических характеристик Вечного Фашизма (ур-фашизма); вообще-то достаточно наличия даже одной из них, чтобы начинала конденсироваться фашистская туманность.
1. Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции. Традиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрреволюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции.
В средиземноморском бассейне народы разных религий (все они с равной толерантностью были допускаемы в римский Пантеон) искали откровения, явленного на заре истории человечества. Это откровение испокон веков таилось под покровом языков, чей смысл утратился. Откровение было вверено египетским иероглифам, кельтским рунам, а также священным, доселе не проясненным памятникам азиатских религий.
Эта новая культура неизбежно оказывалась синкретичной. Синкретизм – это не просто, как указывают словари, сочетание разноформных верований и практик. Здесь основа сочетаемости – прежде всего пренебрежение к противоречиям. Исходя из подобной логики, все первородные откровения содержат зародыш истины, а если они разноречивы или вообще несовместимы, это не имеет значения, потому что аллегорически все равно они все восходят к некоей исконной истине.
Из этого вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остается только истолковывать ее темные словеса. Достаточно посмотреть «обоймы» любых фашистских культур: в них входят только мыслители-традиционалисты. Немецко-фашистский гнозис питался из традиционалистских, синкретистских, оккультных источников. Наиважнейший теоретический источник новых итальянских правых, Юлиус Эвола, смешивает Грааль с «Протоколами Сионских мудрецов», алхимию со Священной Римской империей. Сам тот факт, что в целях обогащения кругозора часть итальянских правых сейчас расширила обойму, включив в нее Де Местра, Генона и Грамши, является блистательной демонстрацией синкретизма.
Поройтесь в книжном магазине на стеллажах под табличкой « New Age ». Вы увидите в куче мистической белиберды даже и св. Августина, который, насколько мне известно, фашистом не был. Вот сам по себе принцип валить в кучу Августина и Стоунхендж – это и есть симптом ур-фашизма.
2. Традиционализм неизбежно ведет к неприятию модернизма. Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden – «Крови и почвы». Отрицание современного мира проводилось под соусом отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) – духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определен как иррационализм.
3. Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия. Действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание – немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут все: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчет интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов – рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вековечных ценностей.
4. Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Критический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.
Добавлено: Вс Ноя 04, 2007 8:17 am Заголовок сообщения:
Очень ярко и выразительно - пытаемся объять необъятное. Увы, рациональное для этого слишком бедно. Можно поискать и выбрать себе какую-нибудь приятную веру.
потому что нацизм отличался глубинным язычеством, политеизмом и антихристианством, или это был не нацизм.
Насколько я помню, никаких антихристианских мер правительство Гитлера не реализовывало. Большинство нацистов по вероисповеданию были протестантами и от своих христианских воззрений не отказывались. А Итальянский фашизм вообще получал всестороннюю поддержку от Ватикана.
Проблемный вопрос: как фашизм мог сосуществовать с христианством, которое поддерживает устойчивые нравственные нормы?
Наверное религия - это не единственная из вер, которые существуют и, если говорить о рациональной стороне вопроса, то недостаточно рассматривать явление только в взаимоотношении к христианству, которое единой точки зрения на него не имеет.
Фашизм и коммунизм - это идеологии и психологии отрицания. Но не только. Во всяком случае для того, чтобы отрицать нужно иметь это что-то. В этом отношении показателен пример и самих коммунистов, которые сперва боролись с врагами и церковью, а потом стали их придумывать, реабилитировать, утверждать и т.п. Скорее всего им стало просто скучно, когда совсем не стало врагов. Современный коммунизм в Восточной Европе в значительной степени самоутверждается победой (отрицанием и превосходством) над фашизмом.
То же характерно для самого фашизма - победив одних врагов, стали искать и находить других.
То, что можно найти, например, на сайте http://forum.rusmarsh.org/profile.php?mode=activate&u=3378&act_key=18e708cd3242bb366
говорит о том, что эти ребята питаются стереотипом "русского человека", который формировался со времен Гостомысла до СССР и продолжает развиваться сейчас. Утвердить его пытаются путем отрицания инородцев и(или) над ними же превосходства.
Давать какие-то советы здесь - это все равно, что искать лекарство от любви.
Проблемный вопрос: как фашизм мог сосуществовать с христианством, которое поддерживает устойчивые нравственные нормы?
Да отлично мог сосуществовать, ибо фашизм поддерживает те же нравственные нормы, что и христианство. И теми же методами, кстати. Евреев истреблять христиане начали задолго, до нацистов. И книги сжигать, и мракобесие насаждать. Да и со своими противниками христиане поступали не более милосердно, чем фашисты.
потому что нацизм отличался глубинным язычеством, политеизмом и антихристианством, или это был не нацизм.
Насколько я помню, никаких антихристианских мер правительство Гитлера не реализовывало. Большинство нацистов по вероисповеданию были протестантами и от своих христианских воззрений не отказывались. А Итальянский фашизм вообще получал всестороннюю поддержку от Ватикана.
Автор, вероятно, имел в виду не форму, а суть. Самый наглядный пример - несочетание нацизма с христианскими заповедями "не убий" и "возлюби ближнего как самого себя".
Добавлено: Сб Ноя 10, 2007 3:22 am Заголовок сообщения:
Фашизм - это болезнь инерционной фазы.
Россия от этого теперь не застрахована. Коммунизм закончился, инерционная фаза началась. Мощный и затяжной экономический кризис создаст сильнюю нацистскую организацию.
У Фельдмана было описано, что коммунизм имеет уровни 234, а фашизм - 123. У демократии есть обычно уровни Фельдмана (УФ) 5 и 6. Даже если присутствует два более низких уровня, демократия от фашизма не защищена, ибо 5 и 6 уровни подавляются даже тройкой. Уровни же 234 подчиняют уровни 123, поэтому идея коммунизма идею фашизма победила. На уровне идеи коммунизм сильнее согласно ТУ.
В 2003 г. разговаривал с Хоробрых в Кирове. Он обратил внимание, что у фрицев на бляхе было написано "С нами бог!" За что же шли в бой советские солдаты? За Родину! Фактически стоит читать - За коллективное бессознательное! Именно так надо расшифровывать все коммунистические лозунги. Коллективное бессознательное оказалось идейно оружием более мощным, чем вера в бога.
Пояснение из ТУ: чтобы жить понятиями Родина и коллектив, надо иметь в ценностях 4УФ. Вера же обычно принимается та, которая была у своих (2). В сочетании с силой (3) - спайка 34 сильнее, чем спайка 23.
У Гитлера просто не было времени вытравить у себя в Германии христианство. У Сталина и СССР времени было в три раза больше, чем у Гитлера. _________________ График поездок:
http://www.socioforum.ru/viewtopic.php?t=6970
Добавлено: Сб Ноя 10, 2007 9:09 am Заголовок сообщения:
Цитата:
несочетание нацизма с христианскими заповедями "не убий" и "возлюби ближнего как самого себя".
Так Христианство и само никогда с этими заповедями не сочеталось, вроде. Одних святых Христианских сколько, самолично уничтожавших врагов веры Христовой (и своих врагов заодно).
несочетание нацизма с христианскими заповедями "не убий" и "возлюби ближнего как самого себя".
Так Христианство и само никогда с этими заповедями не сочеталось, вроде. Одних святых Христианских сколько, самолично уничтожавших врагов веры Христовой (и своих врагов заодно).
Не христианство, а христианская церковь. Она же и возводила в ранг святых.
Наверно правы то, которые рассматривают коммунизм и фашизм не как одно и то же, но в их единстве и взаимосвязи. Слишком много между ними общего: использование слова «социализм», субъективность и искусственность, как происхождение от лиц и их идей, а также стереотипы, насаждаемые путем насилия. Во второй половине ХХ века коммунизм претендовал на всеобщие симпатии, как победитель фашизма. Однако, это оказалось временным потому, что Победа по существу есть относительное превосходство и заменить Доказательство она не может.
Что касается христианства, то со времен Святейшей Инквизиции оно отказалось от осуждения нарушителей заповедей Христа. Л.Н. Толстой здесь представляет исключение. И, вероятно поэтому в России оно пострадало больше, чем в Европе.
------------------------------------------------------------
А я, чтобы уж покончить, кинул «Бродячее кладбище бифштексов».
...
Оратор непринужденно расхаживал по сцене, чуть размахивая руками.
...
Но затем он внезапно замирал, повернувшись лицом к публике, и измененным, резким голосом произносил одну за другой хлесткие фразы. Это были известные всем истины о нужде, о голоде, о безработице.
...
А затем, пространно, убедительно и неодолимо со сцены понеслось одно обещание за другим. Обещания сыпались градом на головы людей, и над ними расцветал пестрый, волшебный купол рая; это была лотерея, в которой на каждый билет падал главный выигрыш...
...
Кругом мелькали расплывчатые, неясные тени, но необыкновенно резко и отчетливо вырисовывался один столик, один-единственный столик, за которым сидел молодой человек в шутовском колпаке и обнимал за талию охмелевшую соседку. У него были стеклянные тупые глаза, очень тонкие губы.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах