Добавлено: Пт Июн 15, 2007 11:20 am Заголовок сообщения:
А у меня другой вопрос - с какого возраста проявляется ТИМ?
Если мне кажется, что я четко вижу ТИМ годовалого малыша - такое может быть или это я уже... того?
Если мне кажется, что я четко вижу ТИМ годовалого малыша - такое может быть или это я уже... того?
Может быть. У меня есть опыт типирования в таком возрасте. Тоже на уровне - четко вижу. Потом , со временем, ТИМ подтвердился.
Но типировать приходиться только по общему образу, по тому, как себя ведет ребенок по сенсорным аспектам, как проявляются его эмоции и т.д. Не очень достоверно. Нужно иметь хороший опыт.
Cosmos
Цитата:
А зачем их типировать? Оставьте детям счастливое детство
Я думаю, в первую очередь, чтобы не давить на больные места. Это как раз и даст им полнокровно заполняться, без излишних запретов и давления.
Иногда родители, невольно давят, не зная, что это создает комплекс неуверенности в себе. Из благих намерений, постоянно тюкая жукова по этике, можно и дотюкаться. Ну мы же просто учим быть его этичным. Но по-разному учить можно. Одно дело, когда показывается положительный способ и дается возможность сделать также, а другое - когда говорят, какой ты...
Негативные оценки больно бьют. Если от них отказаться вообще, то каким бы ТИМом ни был ребенок, его на затюкаешь, такое мое ИМХО. _________________ Школа системной соционики
Кроме того, самим родителям полезно знать ТИМ ребенка. на своем примере. Только знание ТИМа дочери (гюго) позволяет мне понимать, почему у нее столько эмоций и не возмущаться, не тормозить "излишнюю" с моей точки зрения эмоциональность. Это же моя нормативная точка зрения. А ей нужно поболее, чем нормы. Молчу. Создаю условия для возможности выпускания паров.
Зато ее пренебрежение по БС (чистота в ее комнате) мной уже никак не игнорируется. Заставляю и знаю, что ничем ее не задоблаю в этом вопросе. _________________ Школа системной соционики
Если мне кажется, что я четко вижу ТИМ годовалого малыша - такое может быть или это я уже... того?
Может быть. У меня есть опыт типирования в таком возрасте. Тоже на уровне - четко вижу. Потом , со временем, ТИМ подтвердился.
Но типировать приходиться только по общему образу, по тому, как себя ведет ребенок по сенсорным аспектам, как проявляются его эмоции и т.д. Не очень достоверно. Нужно иметь хороший опыт.
Дак собственно кроме как по общему образу, больше никак типировать и не умею Знаю, конечно, что так нельзя...
А тут даже типировать-то не собиралась, да и в голову не пришло бы типировать такого маленького. Просто не напрягаясь наблюдаешь за ребенком пару минут, а ТИМ сам наружу просится
У одной из моих дочек тим вылез наружу еще до того как она начала ходить. Месяцев в 8 уже было все ясно.
Просто прут сильные функции и все это в глаза бросается.
Я б сказал, что определение типа у детей имеет те же сложности, что и у взрослых.
подольше времени наблюдайте и все станет ясно. _________________ www.tomyself.ru
Просто прут сильные функции и все это в глаза бросается.
Вот именно. У меня такое подозрение, что до года - полутора очень хорошо именно Эго прет.
Да и по теории возрастного развития. Это еще период Ситала. А в Ситале - будущий блок Эго.
А вот позже, начинает витал заполняься. Точнее Ид. Хоть Ид и отличается от Эго цветом аспектов, но тоже акцент на многомерных функциях. _________________ Школа системной соционики
Добавлено: Пт Сен 07, 2007 1:04 pm Заголовок сообщения:
Вот у моей подруги дочери 8 месяцев, и сейчас мне кажется, что она явный экстраверт, этик и сенсор, и скорее Нап, чем Гюго...но может, просто этика проявляется раньше, чем логика? Ведь ребенок еще будет расти...и логику ему пока и не проявить, даже если она программная...разговаривать еще толком не умеет. Зато как улыбается!
А вот мою сестру не могли оттипировать лет до 15ти...
важно, что вы знаете соционику, принципы...важно, что знаете, что бывает болевая, бывает суггестивная и т.п. Само это знание уже укрепляет понимания, что не надо от детей добиваться всего, что хочется родителям, что они считают нужным, полезным и т.п. Можно и не знать ТИМ, просто беречь и уважать своего ребенка, и придержать родительское так и рвущееся наружу(наверняка у всех оно есть) стремление к совершенству своего ребенка.
Добавлено: Пн Сен 10, 2007 1:05 pm Заголовок сообщения:
Соглашусь, что в раннем детстве неплохо видны ведущие (1,2) функции: спонтанно, неприкрыто. При этом, сенсорика лучше, чем интуиция, а этика лучше, чем логика. (Вероятно, действительно, пока нет средств проявить интуицию и логику).
А вообще, по опыту - лучший период для определения типа детей - с 5-ти лет до 11-ти. Потом ребёнок начинает сильно ориентироваться на окружение в своей самоподаче, и, в то же время, ещё слабо осознаёт себя. Проявления начинают сильно "плыть". Прояснения наступают уже после 16-ти 17-ти (если родители за это время сильно не "подпортили" естество ребёнка). _________________ Наталья Мельникова
Добавлено: Вт Сен 11, 2007 12:25 pm Заголовок сообщения:
Можно хоть с рождения, уже Видно по тому КАК вылазит, как ВОШЁЛ в мир, и т.д., по глазам, по поведению, а при опыте можно определять и до рождения.
Несколько моих друзей, как и мои трое детей, вынашивающих, рожающих и продолжающих тесно общаться со мною, предоставили, можно сказать, мне возможность сверить и первоначальные вывводы с последующим наблюдением на протяжении многих лет.
Вот сейчас очередная тройка родилась в моём окружении друзей, и УЖЕ видно ...кто ...
Но это не должно быть соционизмом, навешиванием шкуры типа на существо, по видимому, оберегая от этого, люди и и не приобретают уверенность в типировании большинство. Мне это не мешает относиться к человеку, тем более ребёнку, непредвзято. _________________ САТСАНГ - диалог, в котором ВСЕ исходят из соображений Со-Творчества в Общем деле За Пределами личных представлений каждого.
Добавлено: Сб Ноя 17, 2007 12:12 am Заголовок сообщения:
Вот все, что у меня нарыто по этой теме. Только о типировании детей уже постарше. Может, тоже кому пригодится
Методики типирования детей школьного возраста
Раннее определение типа личности ребенка способствует правильной ориентации на использование его врожденных сильных качеств. Идентифи-цировать тип ребенка можно в 5-7 лет, когда отчетливо выражены по край-ней мере два-три признака Юнга. В этом возрасте уже хорошо заметны такие качества как экстравертность или интровертность ребенка, его стремление выделиться, лидировать, либо подчиниться, уйти в тень.
Наблюдая за играми детей, давая им несложные задания, где проявляют-ся их эмоциональные реакции, умение быстро или медленно реагировать на ситуацию, можно говорить о доминировании или подавлении в парах проти-воположных друг другу признаков: логика-этика, и сенсорика-интуиция.
Для самых маленьких школьников (1-й - 5-й классы), предлагается ком-плексный тест включающий различные игровые ситуации.
Игра «Узнай себя»
(разработана Мегедь В., Овчаровым А.)
Цель: выявить в коллективе типы личности детей для формирования учебных групп с учетом психологических особенностей личности.
Ход игры: дать детям несколько заданий на определение психологиче-ских функций.
1.Нарисовать:
- дом;
- 5 предметов или живых существ;
- портреты своих друзей и свой собственный;
- несуществующее фантастическое животное и придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на уже существующие в природе.
У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки дета-лей.
Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.
Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, пред-почитая прямые линии и угловатость очертаний.
Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солныш-ко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.
2. Придумать:
известны первая и последняя буквы неизвестного слова. Нужно запол-нить пропущенные буквы, чтобы получилось это слово. Составить рассказ из слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери (5-10 предложений).
Раздать листки с кляксами каждому участнику игры. Каждый должен написать на листке, что он видит в кляксе. (Чем больше названий, тем луч-ше).
Хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения. Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.
3.Сыграть:
предлагается подвижная игра «Постройте самолет». Каждая микрогруп-па должна построить самолет из числа участников. Фигура самолета может быть любой по желанию составляющих его детей (с крыльями, без крыльев, с одним или несколькими моторами, с хвостом или без него). Дается полный простор фантазии.
В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты — сдержанные и недемонстративные. Наиболее оригинальные и разнообразные предложения выдвигают дети с развитой интуицией.
4. Выбрать понравившуюся фигурку:
каждый игрок должен выбрать одну фигурку из четырех предложенных: квадрат, треугольник, круг и зигзаг.
В игре с геометрическими фигурками треугольник обычно выбирают сенсорные дети - с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе; квадрат - логически мыслящие дети, уважающие порядок и дисциплину, под-вергающие все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные; круг - дети с этическим типом характера — ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими, первыми идущие к примирению; зигзаг - интуитив-ные дети с творческим, неординарным мышлением, поступки которых часто непредсказуемы для окружающих.
5. Перечислить как можно больше любимых блюд:
Еда и ее вкусовые качества очень интересуют сенсориков и часто быва-ют главной темой их разговоров. Они лучше ориентируются в качестве про-дуктов и их разнообразном ассортименте.
О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех занятиях доводить начатое до конца. Иррациональные дети чаще склонны переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не закончив преж-них. Рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить изме-нить свое мнение.
Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.
Есть еще "Сводная таблица различия поведенческих реакций детей по признакам Юнга" - могу выслать на мыло, кому надо
В средних и старших классах для социодиагностики можно предлагать различные тесты с вопросами, позволяющими оценить уровень логического и интуитивного мышления. Знание социотипа школьника позволяет осуще-ствлять дифференцированный подход в обучении и воспитании, формиро-вать специализированные классы и группы, делать оптимальный подбор учи-теля для класса.
Полагая, что соционический тип ребенка заложен в его генетическом ко-де еще до рождения, мы также считаем, что полностью личность формирует-ся лишь при развитии всех четырех ее компонентов — сенсорики, этики, ло-гики и интуиции. Конечно, процесс формирования каждого ребенка прохо-дит индивидуально, но, в основном, он завершается к 15 - 17 годам. Внешние факторы - семья, школа, друзья, учителя, литература, средства массовой ин-формации - выступают в роли важных стимуляторов формирования лично-сти. Они не меняют ядра личности, но отражаются на ее «оболочке» — ню-ансах мышления и поведения.
В силу неразвитости логического и интуитивного мышления у таких возрастных категорий, можно с уверенностью судить лишь об их образно-чувственном восприятии окружающего мира, главными ценностями которого являются хорошие отношения, радость и сенсорные удовольствия. Поэтому в ходе тестирования эффективнее всего выявляются такие признаки, как сен-сорика и этика. Это объясняется тем, что в возрасте с 2-3 до 7-8 лет ребенок еще не улавливает логических взаимосвязей между вещами, а также не умеет абстрагироваться от действительности и познавать скрытую суть явлений ок-ружающего мира.
Соответственно, мы не можем получить от него адекватный ответ на во-прос, заданный в логической либо в интуитивной форме. Сказанное не озна-чает, что признаки логики и интуиции в таком возрасте не детерминированы вообще. Об их наличии и месте в модели личности конкретного ребенка можно говорить при отсутствии либо слабой выраженности в его ответах и проявлениях противоположных аспектов — этики и сенсорики.
Тесты, предназначенные для определения типа личности человека, его способностей и возможностей, широко используются в передовых странах мира. Они широко применяются при решении проблем детского воспитания, для определения сильных и слабых сторон школьника, при отборе детей для дифференцированного обучения, поиске юных талантов и дарований.
Предлагаемый тест составлен на основе принципа выделения в психике ребенка признаков Юнга. Перечислим эти признаки, или шкалы:
Экстраверсия: обращенность человека на внешний мир.
Интроверсия: сосредоточенность на личных переживаниях и своем внутреннем мире.
Рациональность: системность и постоянство в склонностях и занятиях, самодисциплина.
Иррациональность: спонтанность, импульсивность в поведении, стрем-ление к смене впечатлений.
Логика: ориентация на нормы поведения и здравый смысл, стремление все упорядочивать.
Этика: ориентация на чувства и отношения, определяющие поведение.
Сенсорика: практичность и настроенность на получение чувственных удовольствий (еда, одежда, комфорт), хорошая ориентация в пространстве, воля.
Интуиция: стремление к фантазиям и мечтательности, теоретический склад ума, образное восприятие.
Тест Мегедь В., Овчарова А. для определения типа личности
ребенка школьного возраста (в форме таблицы не получается - но, вроде и так можно разобраться )
1. Рациональность 2. Иррациональность
а. Всегда заранее выхожу из дома, чтобы быть спокойным и не спешить. а. Мне трудно вовремя встать утром и со-браться, поэтому часто опаздываю и рас-страиваюсь из-за этого.
б. Всегда держу свою одежду, книжки и иг-рушки в одном и том же месте и не люблю, когда их перекладывают. б. Я часто разбрасываю свои вещи и поэто-му приходится долго их искать.
в. Я сержусь, когда кто-то отвлекает меня от моих занятий и что-то поручает. в. Я могу заниматься сразу несколькими де-лами: заниматься и слушать кого-то, учить стих и помогать родителям по дому.
г. Я сразу делаю уроки, не откладывая на потом, чтобы быть свободным и заниматься чем-то другим. г. У меня часто меняется настроение и бы-вает очень трудно заставить делать то, что мне не по душе.
д. Люблю сам составлять планы моих заня-тий и стараюсь выполнять все, что задумал. д. Могу набрать слишком много всяких по-ручений и потом не знаю, как с ними спра-виться.
3. Логика 4. Этика
а. Я всегда прямо говорю, что о ком думаю, даже если это кому-то не нравится. а. Я стараюсь в разговоре никого не обидеть и быть для всех приятным.
б. Считаю, что меня наказывают правильно если я это заслужил. б. Думаю, что наказывать никого не нужно, чтобы потом не обижаться друг на друга.
в. Не люблю, когда другие люди слишком много говорят и мало делают. в. Мне нравится, когда рассказывают о себе, и сам люблю рассказывать о своих делах и успехах.
г. Я стараюсь ничего не обещать, если знаю, что не смогу этого сделать. г. Я часто могу много наобещать, потому что неудобно отказывать другим.
д. Я люблю решать задачи с числами и го-ловоломками, играть в логические игры (шахматы). д. Я больше люблю слушать стихи, расска-зы, чем решать арифметические задачи и разные кроссворды.
5. Сенсорика 6. Интуиция
а. Я всегда слежу за чистотой одежды и книжек и очень переживаю, когда испачкаю что-то или посажу пятно. а. Я по рассеянности не всегда замечаю, что у меня помята одежда или нечищенные бо-тинки.
б. Я люблю одеваться и собираться сам и сержусь, когда мне в этом мешают. б. Мне часто трудно решить, во что одеться, и я обычно советуюсь с другими.
в. Мне нравятся разные спортивные игры: борьба, бокс, прыжки, гимнастика и я люб-лю этим заниматься. в. Мне нравятся такие игры, в которых можно не спешить, спокойно над всем по-думать.
г. Я люблю многое мастерить своими рука-ми: пилить строгать, выжигать, паять (шить, вязать, готовить). г. Мне часто приходят в голову, разные ин-тересные мысли, люблю мечтать и фантази-ровать.
7. Интроверсия 8. Экстраверсия
а. Я стесняюсь первым заговорить с незна-комыми и попросить что-нибудь. а. Мне легко познакомиться с чужими ребя-тами и заводить новых знакомых.
б. Мне лучше подчиняться другим, чем ко-мандовать и отвечать за что-то. б. Мне нравится командовать, быть капита-ном в играх, когда меня слушаются другие.
в. Я стараюсь не выделяться и выступать в хоре или группе, чем один. в. Мне легко при всех спеть, станцевать, прочесть стихи, показать какой-то фокус.
г. Обычно меня с кем-то знакомят, потому что сам я стесняюсь и не люблю этого де-лать. г. Я люблю знакомить людей между собой и собирать веселые и интересные компании.
д. Я обычно не скучаю, даже если меня ос-тавляют одного, я всегда найду себе заня-тие. д. Я не могу высидеть один дома, в компа-нии я чувствую себя гораздо лучше.
Как расшифровать тип личности ребенка по цифровому коду
Из двух противоположных функций выбрать ту, где оказалось больше отмеченных пунктов и поставить ее порядковый номер. В итоге получится набор из четырех цифр. Каждому набору соответствует определенный тип личности:
1357 — ЛСИ, Максим 2357 — СЛИ, Габен
1358 — ЛСЭ, Штирлиц 2358 — СЛЭ, Жуков
1367 — ЛИИ, Робеспьер 2367 — ИЛИ, Бальзак
1368 — ЛИЭ, Джек 2368 — ИЛЭ, Дон Кихот
1457 — ЭСИ, Драйзер 2457 — СЭИ, Дюма
1458 — ЭСЭ, Гюго 2458 — СЭЭ, Наполеон
1467 — ЭИИ, Достоевский 2467 — ИЭИ, Есенин
1468 — ЭИЭ, Гамлет 2468 — ИЭЭ, Гексли
Рисуночная диагностика (ет та, которой здесь моя типировальная темка посвящена )
Впервые технология рисуночной диагностики была описана Г.Шульманом. Рисуночная методика может применяться в диагностике со-циотипа как детей, так и взрослых.
Испытуемому предлагается на листе бумаги формата А4 нарисовать сле-дующие объекты:
- лошадь;
- солнце;
- человеческое лицо;
- белье на веревке;
- вертолет;
- флаг;
- дерево.
Полученные рисунки интерпретируются по следующим основным принципам.
1. Экстраверты, как правило, захватывают своими рисунками обе стороны стандартного листа А4; им нужно много места. Изображения, воспроизводимые экстравертами, имеют большие размеры. Маленькие, сжатые, сгруппированные в какой-либо одной зоне листа рисунки типичны для интровертов.
2. Рисунки рационалов более симметричны, более закончены; рядом с изображениями могут присутствовать порядковые номера.
3. «Интуитивные» изображения производят впечатление незаконченности, в них слабо проработаны детали; это просто образы абстрактного характера: «солнце вообще», «какая-то лошадь». Сенсорики, напротив, рису-ют подробно, конкретно: любят изображать мелкие детали предметов, на-пример, вертолет может иметь название и серийный номер, флаг будет снабжен символикой определенного государства и т.д. Кроме того, рисунки сенсориков весьма реалистичны, тяготеют к фотографичности, лишены об-разности.
4. Рисунки логиков более схематичны, что особенно ярко проявляется при изображении живых существ, в том числе человеческого лица, которое может не иметь никакого конкретного выражения. Этики, напротив, уделяют особое внимание приданию лицу индивидуальности и ясного выражения: горя, смеха, спокойствия, сосредоточенности, удивления и т.д. Этик, как правило, предельно схематично изображает материальные предметы. Например, вертолет для него абстрактный зрительный образ, а не «живой организм», как для логика, видящего в технике подлинную «пульсацию жизни».
5. Дихотомия статика/динамика также имеет отражение в рисуночной диагностике. «Динамические» изображения передают движение объекта, например, флаг или белье на веревке развеваются, лопасти винта вертолета вращаются, лошадь бежит и т.д. Рисунки статиков, напротив, лише-ны явных признаков движения: лошадь производит впечатление вкопан-ной в землю, лопасти винта замерли, белье висит в условиях полного штиля, флаг недвижим.
Еще одна рисуночная методика – «Несуществующее жи-вотное». Использование ее в определении ТИМ было разработано Кочу-беевой Л.А. и Стояловой М.Л.
"Несуществующее животное"
Почему "Несуществующее животное"? Ее стандартная трактовка осно-вана на наблюдениях психологов-практиков (подробно дается в книге: Пси-хологическая помощь и консультирование в практической психологии./Под ред. д-ра психол. наук, проф. М.К. Тутушкиной. - СПб: Издательство "Дидак-тика Плюс", 1998). Она широко применяется в тех же областях, что и социо-ника: профориентация, школа, индивидуальное консультирование. И самое главное - рисунок животного является самопрезентацией автора в гораздо большей степени, чем дом, дерево или. В то же время он более свободен от тех социальных норм и запретов, которые может вызвать к жизни прямое предложение нарисовать человека или лицо. Проще говоря, испытуемый ри-сует себя (предпочтения, страхи, проблемы…), не ведая, что творит.
Инструкция очень проста: нарисовать 1) несуществующее животное, 2) несуществующее животное злое (в гневе), 3) несуществующее животное за работой, 4) несуществующее животное в кругу друзей, 5) больное несущест-вующее животное.
Рисунок выполняется карандашом на белой бумаге, формат А-4 или меньше, но обязательно каждое животное на отдельном листе (карандаш по-зволяет оценить характер линий, отдельные листы - положение животного в пространстве). Рисунки нужно выполнять не советуясь друг с другом и не подглядывая (обязательное предупреждение при массовом типировании).
Различия по дихотомиям признаков ниже представлены в форме табли-цы. Следует помнить, что большинство из них имеет относительный харак-тер: во-первых, могут встречаться разные сочетания признаков; во-вторых, могут быть исключения.
(Таблица сюда не вкладывается - кому интересно - могу прислать ее на мыло )
Можно еще типировать по цветовым предпочтениям. Но об этом здесь есть отдельная темка, так что про цвет информацию опускаем _________________ А ну ее эту подпись...
Дочери 11, она явный сенсорик - вечное желание обниматься, прикасаться, рисунки, действительно конкретны до деталей, очень разбирается в фасонах, моде. И этик. Потому что в логических задачах беспомощна, но сбивает парадоксальностью ответов и способностью насквозь видеть людей.
В детстве, помню, вела себя больше как Напка, сейчас что-то Дюмное просвечивает. Выходит, ТИМ формируется? _________________ Выиграешь жизнь - проиграешь судьбу.
Того, кто всего боится, ничем не испугаешь.
Больной нуждается в уходе врача, и чем дальше уйдет врач, тем лучше!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах