Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он старается быть тем, кем не является.
Арнольд Бейссер «Парадоксальная теория изменений»
Собственно, что к этому добавить? Философия экзистенциализма с ее гуманистическими ценностями актуальна сейчас для всего человечества. Пожалуй, можно лишь напомнить, что гештальт-терапия была первой клинической практикой, которая положила эти ценности в основу своей теории и непосредственной работы с клиентами.
Цель такой терапии — вернуть человеку аутентичность, соответствие самому себе, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса.
Конечно, существует феномен переноса. Терапевтическая ситуация провоцирует отношение к терапевту как к родительской фигуре, а к клиенту — как к некомпетентному и несамостоятельному. Клиент обращается к нам в ситуациях, требующих поддержки и знаний профессионала. И правда, есть ситуации, в которых мы не можем справиться сами, как не можем сами себя вытащить из болота, сколько бы не рвали на себе волосы. И, несмотря на это, только сам человек знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней.
Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».
Осознавание
Это трудно объяснить точно, потому что это чувственный опыт. Это переживание себя в контакте. Это встреча в одном моменте времени чувств, физических ощущений, ясного понимания и видения ситуации и себя в ней. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. В терапии это переживается как инсайт, «ага»-переживание, а в жизни это может стать континуумом осознавания. Когда это достигается, мы не теряем контакта со своими желаниями, чувствами, намерениями и действиями.
Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Сначала принятие ответственности вызывает большое сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» моих подвигов и страданий. Однако если человек находит в себе мужество встретиться со своей «тенью», то потом приходит вознаграждение — как переживание власти над своей жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы начинаем осваивать свои владения и, рано или поздно, доходим до его границ. Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным — со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с властью других. Мы смиряемся, и после этого терапия заканчивается, а жизнь продолжается.
Феноменологическое основание — принцип реальности
Это как раз очень легко объяснить, но очень трудно принять. Существует некоторая реальность (данная нам в ощущениях), но существует и наше мнение о ней: наш опыт, оценки и ожидания. И, как ни странно, мнения зачастую оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупая?
Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
Встреча с реальностью также встречает большое сопротивление, так как, во-первых, непривычна и человек нередко теряется, а во-вторых, неизбежно ведет к осознаванию и ответственности и, вообще-то, требует от человека активности и решений. Ведь если я думала, что это я глупа, а теперь признаю, что все-таки король гол, то жить, как раньше, уже не получится.
Здесь и сейчас
Будущего еще нет, прошлое уже произошло. Мы живем только здесь и сейчас. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.
Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Скорее, этот принцип заставляет интересоваться, почему именно об этом вы говорите и вспоминаете здесь и сейчас? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (здесь и сейчас)?
Этот принцип возник не на пустом месте. Гештальт-психолог Курт Левин разработал теорию поля. Ее суть в том, что поведение человека каждую минуту определяется целостной ситуацией его жизни, а говоря гештальтистским языком, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к межличностным отношениям это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
В ситуации терапии жизненная ситуация клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет поведение. И, тем не менее, здесь и сейчас он разговаривает со мной — и почему именно об этом?
Мы устроены так, что из всего многообразия окружающей среды организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами, как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание привлечет что-то другое. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон.
То есть из всего многообразия мира я выделяю то, что отвечает моим актуальным потребностям. Остальное просто проносится мимо, как дома за окном машины, если я за рулем.
Контакт
Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Контакт-это процесс удовлетворения потребности: от возникновения голода до насыщения, от зарождения идеи строительства до готового дома.
Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма — возникает гештальт, фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Неудовлетворенность свидетельствует о том, что на каком-то этапе контакт прерывается и потребность остается неудовлетворенной.
Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.
Диалог
Диалог в гештальт-терапии — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда эти миры соприкасаются, то в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент (иногда впервые) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не-мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я-Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами, и то живое, неповторимое, что происходит между нами (происходит впервые сию минуту и больше никогда не повторится).
Это уникальный опыт для клиента, поскольку терапевт — человек извне его жизни, ему ничего от клиента не надо, он действительно может позволить клиенту быть тем, кто он есть, и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.
Гештальт-терапия — вне морали и политики. Единственная задача гештальт-терапии — сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нас нет воспитательных целей. Нам, как герою Баталова в фильме «Москва слезам не верит», совершенно не важно, будет ли человек выращивать капусту или править королевством — важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.
До встречи!
P. S. Более подробно о теории, практике и методологии гештальт-терапии можно прочитать в работе Жан Мари Робина "Гештальт-терапия" .
Так это ж было всё известно тысячелетия назад!
Это ж всё - медитативные техники чистой воды!
Люди наконец-то поняли, что *словами горю не поможешь*.
хихихи, тоже самое хотела написать, когда читала )))
йога рулит, читаем дружно Патанджали _________________ «В геометрии точка – это только начало…» (с)
Фасеточное мышление – состояние сознания, при котором у тебя на любой вопрос несколько точек зрения одновременно…
концерт МUSE: «Секс, космос и hysteria, вместе взятые Какая-то оргия, где все счастливы » (с) Марина Федосеева ака bagira_
Так это ж было всё известно тысячелетия назад!
Это ж всё - медитативные техники чистой воды!
Люди наконец-то поняли, что *словами горю не поможешь*.
А где же Вы техники-то усмотрели, а уж тем более медитативные?
Или Вы просто "отлетели", пока читали?
Если уж так важно что-то читать из того, что было "известно тысячелетия назад", то обратите внимание на полку с даосизмом, суфизмом и хасидизмом...
Потом стоит еще почитать Гуссерля и Хайдеггера.
Есть очень незамысловатые способы обесценивания того, что не удосужился понять. Не думаю, что Ваша реплика как и хихиканье следующего автора - следствие глубокого знакомства с йогой и восточной философией.
Есть очень незамысловатые способы обесценивания того, что не удосужился понять. Не думаю, что Ваша реплика как и хихиканье следующего автора - следствие глубокого знакомства с йогой и восточной философией.
Не думаю, что речь идет об обесценивании, смысл моей фразы и предыдущего аффтара прост - все наши современные знания, не что иное как повторение древних знаний.
По поводу "глубокого знакомства с йогйо и восточной философией", не могу себя назвать востоковедом, но я практик, и кое-что читала.
Вот некоторое сопоставление фраз из древних книг по йоге с основными принципами гештальта:
Цитата:
Гештальт-практика
Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он старается быть тем, кем не является.
Арнольд Бейссер «Парадоксальная теория изменений»
Цитата:
Йога: Шива-самхита1.62. Отказавшись от всех ложных желаний и оставив все ложные привязанности
мира, йогин видит в своем собственном духе Вселенский дух в его подлинной
сущности.
1.63. Увидев свой дух - а это дает счастье, находимое в самом себе,- с помощью
своего же духа, он забывает этот мир и наслаждается нерушимым блаженством
Самадхи.
Мои комментарии:
Фактически речь идет о том же самом. Только тот человек, который сможет убрать из своего сознания какие-то стереотипы и блоки, которые мешают ему обрести самого себя, сможет выйти за рамки общепринятой картины мира и почувствовать «здесь и сейчас».
Цитата:
Гештальт-практика
Цель такой терапии — вернуть человеку аутентичность, соответствие самому себе, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса.
Конечно, существует феномен переноса. Терапевтическая ситуация провоцирует отношение к терапевту как к родительской фигуре, а к клиенту — как к некомпетентному и несамостоятельному. Клиент обращается к нам в ситуациях, требующих поддержки и знаний профессионала. И правда, есть ситуации, в которых мы не можем справиться сами, как не можем сами себя вытащить из болота, сколько бы не рвали на себе волосы. И, несмотря на это, только сам человек знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней.
Мой комментарий: с помощью йоги человек сам и только сам полностью творит свою жизнь, он активно участвует в процессе, хотя как и в гештальт-практике, может быть учитель (гуру), который будет поводырем
Гештальт-практика:
Цитата:
Осознавание
Это трудно объяснить точно, потому что это чувственный опыт. Это переживание себя в контакте. Это встреча в одном моменте времени чувств, физических ощущений, ясного понимания и видения ситуации и себя в ней. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. В терапии это переживается как инсайт, «ага»-переживание, а в жизни это может стать континуумом осознавания. Когда это достигается, мы не теряем контакта со своими желаниями, чувствами, намерениями и действиями.
Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Сначала принятие ответственности вызывает большое сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» моих подвигов и страданий. Однако если человек находит в себе мужество встретиться со своей «тенью», то потом приходит вознаграждение — как переживание власти над своей жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы начинаем осваивать свои владения и, рано или поздно, доходим до его границ. Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным — со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с властью других. Мы смиряемся, и после этого терапия заканчивается, а жизнь продолжается.
Феноменологическое основание — принцип реальности
Это как раз очень легко объяснить, но очень трудно принять. Существует некоторая реальность (данная нам в ощущениях), но существует и наше мнение о ней: наш опыт, оценки и ожидания. И, как ни странно, мнения зачастую оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупая?
Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
Встреча с реальностью также встречает большое сопротивление, так как, во-первых, непривычна и человек нередко теряется, а во-вторых, неизбежно ведет к осознаванию и ответственности и, вообще-то, требует от человека активности и решений. Ведь если я думала, что это я глупа, а теперь признаю, что все-таки король гол, то жить, как раньше, уже не получится.
Цитата:
Йога, Шива-Самхита: 1.67. Священные тексты описывают мир, чтобы вернуться (назад) из иллюзорности Майи. Йогин же разрушает (для себя) этот мир множественности явлений, понимая, что он - лишь результат неправильной веры.
Йога-Сутры Патанджали: 20. Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску сознания.
Мой комментарий: по-моему более чем четко написано
Цитата:
Здесь и сейчас
Будущего еще нет, прошлое уже произошло. Мы живем только здесь и сейчас. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.
Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Скорее, этот принцип заставляет интересоваться, почему именно об этом вы говорите и вспоминаете здесь и сейчас? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (здесь и сейчас)?
Этот принцип возник не на пустом месте. Гештальт-психолог Курт Левин разработал теорию поля. Ее суть в том, что поведение человека каждую минуту определяется целостной ситуацией его жизни, а говоря гештальтистским языком, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к межличностным отношениям это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
В ситуации терапии жизненная ситуация клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет поведение. И, тем не менее, здесь и сейчас он разговаривает со мной — и почему именно об этом?
Мы устроены так, что из всего многообразия окружающей среды организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами, как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание привлечет что-то другое. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон.
То есть из всего многообразия мира я выделяю то, что отвечает моим актуальным потребностям. Остальное просто проносится мимо, как дома за окном машины, если я за рулем.
Цитата:
Бхагават-гита: Когда Арджуна увидел космическую форму Бога Кришны, пожирающую мир своим огненным ртом, там он увидел и себя, Арджуну, а также Дхарму и Дурьодхану. Там он увидел обе армии, сражающиеся друг с другом, и многих погибающих воинов. Точно так же, как стоя рядом с Кришной перед началом боя, он видел армии, так же отчётливо он увидел сам ход битвы. Почему? Потому что он так же видел будущее, как настоящее. Он был удивлён: “Что это? Что я вижу? Неужели всё это уже произошло? Может ли кто-нибудь остановить это?” На этом уровне нет ни прошлого, ни будущего. Всё существует здесь и сейчас. Он видел на этом уровне.
Мои комментарии: Йога учит осознаванию себя и пребыванию в моменте «здесь и сейчас». В этом тексте также идет речь о необходимости пребывания в реальном (существующем) моменте времени, тогда есть возможность увидеть все в истинном свете.
И по-моему эта фраза тоже подойдет к гештальт-практике:
Йога-сутры Патанджали:
Цитата:
Дела не белы и не черны для Йога, это для других они трояки [белы, черны и смешаны].
8. Из них и получаются те чувства и впечатления, условия для которых были наиболее подходящи.
_________________ «В геометрии точка – это только начало…» (с)
Фасеточное мышление – состояние сознания, при котором у тебя на любой вопрос несколько точек зрения одновременно…
концерт МUSE: «Секс, космос и hysteria, вместе взятые Какая-то оргия, где все счастливы » (с) Марина Федосеева ака bagira_
nonhuman-girl
Боюсь, что тексты по йоге, которые вы привели настолько многозначны, что трактовать их можно как угодно.
Повторения не существует, как не возможно войти в одну и туже реку дважды.
Довольно странно предполагать, что целью гештальт-терапии может быть "увидеть вселенский дух" от этого как раз, в т.ч., с помощью ГТ и лечат.
Вобщем, как человек немного практиковавший йогу, немного о ней читавший и много практикующий ГТ, могу сказать, что они отличаются довольно сильно, хотя некоторое сходство и имеется.
И еще, ГТ - антимедитативна. _________________ Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт.
nonhuman-girl
Боюсь, что тексты по йоге, которые вы привели настолько многозначны, что трактовать их можно как угодно.
Довольно странно предполагать, что целью гештальт-терапии может быть "увидеть вселенский дух" от этого как раз, в т.ч., с помощью ГТ и лечат.
Вобщем, как человек немного практиковавший йогу, немного о ней читавший и много практикующий ГТ, могу сказать, что они отличаются довольно сильно, хотя некоторое сходство и имеется.
И еще, ГТ - антимедитативна.
я спорить не буду, могу лишь сказать, что цель йоги точно не "увидеть вселенский дух"
беда в том, что под афишкой "йога" прячется сейчас очень много эзотерических и секстанских учений
в заключение добавлю, что мое понимание йоги во многом пересекается с описаниями гештальт-терапии, которые приведены на этом и других сайтах.
(ГШ не практикую, поэтому допускаю, что это лишь мое поверхностное восприятие)
Цитата:
Повторения не существует, как не возможно войти в одну и туже реку дважды.
а вот с этим категорически не соглашусь - все в нашей жизни циклично, и все повторяется и возникает снова и снова, добавив некоторые изменения к предыдущей вариации. _________________ «В геометрии точка – это только начало…» (с)
Фасеточное мышление – состояние сознания, при котором у тебя на любой вопрос несколько точек зрения одновременно…
концерт МUSE: «Секс, космос и hysteria, вместе взятые Какая-то оргия, где все счастливы » (с) Марина Федосеева ака bagira_
Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
Но ведь чтобы задать вопросы "что?" и "как?", надо иметь в голове определенную гипотезу на предмет, куда эти вопросы приведут. И зачем клиенту нужны ответы на них. А для этого приходится думать, обобщать и местами интерпретировать. Как считаете?
Цитата:
все в нашей жизни циклично, и все повторяется и возникает снова и снова, добавив некоторые изменения к предыдущей вариации.
вот именно: добавив изменения к предыдущей вариации. а это уже не ровно то же самое, это уже - другое... кстати, мне импонирует идея спиральной цикличности она как раз отражает и идею повторяемости, и идею изменчивости мира. _________________
Добавлено: Пн Дек 17, 2007 5:58 pm Заголовок сообщения: Re: Гештальт: основные положения
Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
Полный бред. Вот, например, если я напишу, что автор цитируемых строк абсолютный кретин, то сомневаюсь, что в данном суждении избежал оценок и интерпретаций. Если же сосредоточу внимание на описании того, почему автор абсолютный кретин, то опять же не избегу оценок и интерпретаций. Т.к. описание чего-либо уже интепретация. Ага.
Добавлено: Ср Дек 19, 2007 8:25 am Заголовок сообщения: Re: Гештальт: основные положения
Dem писал(а):
Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Гештальт-терапия избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага».
Полный бред. Вот, например, если я напишу, что автор цитируемых строк абсолютный кретин, то сомневаюсь, что в данном суждении избежал оценок и интерпретаций. Если же сосредоточу внимание на описании того, почему автор абсолютный кретин, то опять же не избегу оценок и интерпретаций. Т.к. описание чего-либо уже интепретация. Ага.
Действительно, "полный бред".
Ведь, как говорится в одной пословице, "даже если знания раздаются бесплатно, приходить нужно все равно со своей тарой"...
Читать и понимать прочитанное удается далеко не каждому.
4 сообщения с момента регистрации в духе интернетовских "троллей".
Ага.
Добавлено: Ср Дек 19, 2007 8:45 am Заголовок сообщения: Re: Гештальт: основные положения
Ирина, я могу поговорить с Вами и предметно по теме "Гештальт", раз вы так хорошо понимаете нюансы и контексты. Сообщите мне Ваш и-майл на ящик zenn77@mail.ru и предложите тему для обсуждения (могу предложить сам, если хотите). На этом форуме я больше ничего не напишу, "тролли" или там прочие сказочные персонажи тут совсем не причем. С уважением, Дмитрий.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах