К.Г. Юнг, основатель аналитической психологии, утверждал, что существуют психические структуры (архетипы), присутствующие в каждом из нас. Т.е. так же как гены определяют наше физиологическое развитие, так архетипы определяют характер нашего психологического развития.
Наиболее распространенная формулировка определения звучит примерно так: архетип - форма без собственного содержания, определяющая и канализирующая психический материал. Для более полного понимания архетипа, я приведу пример самого Юнга. Он сравнивает архетип с пересохшим руслом реки, которая определяет направление психического потока, но сам характер течения зависит только от самого потока.
Архетипы - содержания коллективного бессознательного. Они сами по себе бессознательны, но могут представлены в сознании в виде архетипических образов. Причем, каждый архетип может представиться в сознании в совершенно разных образах, в частности, это зависит и от культуры, к которой принадлежит человек и от его личных представлений об окружающем мире. Так например, архетип матери, может выразится и через образ девы Марии, через ведьму, бабу-ягу, и через образ двуликой богини Кали, которая является и богиней рождения, и богиней смерти.
Архетипы находят свое содержание в народных сказках, мифах, легендах. Каждая сказка, легенда несет в себе скрытый способ решения той или другой жизненной проблемы. Как написано в словаре по Аналитической психологии В. Зеленского, "архетипический мотив - всегда схема или образчик мысли поступка, свойственных человеку вообще во все времена и повсеместно".
Остановимся подробнее на архетипе "трикстера". Этот архетип довольно редко упоминается исследователями этой области, но по своей сути является очень ярким и характерным образом.
Образ трикстера взят Юнгом из мифологии американских индейцев племени Виннебагос, в которой этот образ ярко выведен в отдельного персонажа.
Трикстер - это и нечеловек , и сверхчеловек , и животное , и божественное существо , главным пугающим свойством которого является бессознательное. Трикстер - это фигура, воплощающая в себе физические страсти , желания не подвластные разуму. Не сознательные размышления определяют поведение трикстера , а бессознательные порывы.
Он настолько бессознателен к самому себе, что его тело не является единым целым, две его руки бьются одна с другой. Даже нельзя определить его пол этого существа : не смотря на фаллические признаки, он может стать женщиной и выносить ребенка.
Трикстер представляет собой первобытно "космическое" существо, обладающее божественно-животной природой : с одной стороны , превосходящее человека своими сверхчеловеческими качествами, а с другой - уступающее ему из-за своей неразумности и бессознательности. Он так же не ровня животным ввиду своей черезвычайной неуклюжести и отсутствия инстинктов. Эти недостатки говорят о его человеческой природе, которая не так хорошо приспособлена к окружающей среде, как животные.
"Разновидности" образа трикстера можно найти в мифологии всех времен и народов. В греческой мифологии - это алхимический образ Меркурия (или Гермеса) и образ Диониса. В Меркурии можно найти черты типичные для трикстера : это и любовь к коварным и злым выходкам , способность изменять облик , его двойственная природа . Зевс за ним признал искусство ораторства и умение убеждать. Дионис - бог вина, опьянения, религиозного экстаза, оргиастической музыки и безумия. Ему тоже присуща двойственная природа, т.к. его родителями были бог неба и богиня загробного мира. Где бы он не появлялся, он нес веселье и разрушение. Дионис полон энергии, доходящей до экстаза, в каком-то смысле - он революционер , т.к. стремительно врываясь , он нарушает прежде существующие порядки.
Дионисийский культ стирает различия между богами и человеком, т.к. верующие ассоциируют себя с самим Дионисом, да и вино, приходящее вместе с Дионисом, в этом способствует. А стремление к общему равенству нередко приводит людей к массовому умопомешательству. Как только индивиды, движимые этой идеей, сбиваются в толпу, возникает угроза того, что прозвучит воинственный призыв, и люди начнут громить улицы и футбольные стадионы. Или еще хуже - толпа находит себе фюррера, способного управлять ею, как стадом овец.
Дух трикстера обнаруживается и в средневековье, главным образом выражаясь в празднике "Пир дураков", во время которого, как сообщается в хронике 1198 года, было совершено "столь много мерзостей и постыдных действий", что святое место было осквернено "не только непристойными шутками, но даже пролитием крови". Спустя 250 лет в хрониках можно прочитать, что во время этого праздника "даже священники и духовные лица выбирали архиепископ, епископа или папу и называли его Папой дураков". "В самой середине церковной службы маски с нелепыми лицами, переодетые женщинами, львами и фиглярами, плясали, пели хором непристойные песни, ели жирную пищу с угла алтаря возле священника, правящего мессу, играли в кости, бегали и прыгали по всей церкви". В некоторых местах, по-видимому, сами священники были приверженцами "Пира дураков". Юнг указывает, что этот праздник или "счастливый случай" давал волю более древнему слою сознания со свойственными язычеству необузданностью, распутством и безоответностью.
В этих торжествах трикстер появляется еще в своей первоначальной форме. уже после 16 века, когда он был выгнан за пределы церкви, он всплывает в светском обществе в виде итальянских комических представлений, где герои , украшенные фаллическими эмблемами, развлекали публику непристойностями.
Совершенно очевидно, что трикстер является "психологемой", черезвычайно древней архетипической психологической структурой. "В своих наиболее отчетливых проявлениях он предстает как верное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующего душе, которая едва поднялась над уровнем животного".
Юнг определяет еще один компонент этого образа, этот компонент Юнг называет тенью. Он говорит, что мы не осознаем того факта, что в карнавальных обычаях и им подобных присутствуют пережитки коллективного образа тени. Под воздействием цивилизации этот коллективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следы в фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметом личной ответственности.
В общем, если подводить итог, то можно выделить "функции" архетипа трикстера. Это, конечно, в первую очередь, возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями. Своими безрассудными выходками трикстер способен поломать закоренелые существующие обычаи. Трикстер - это огромный источник энергии для будущего развития.
И в мифологии индейского племени Виннебаго присутствует мотив перехода трикстера в героя, стоящего на более высокой ступени развития. И , как утверждает Дж.Хендерсен , трикстер - это первая и во многом рудиментарная стадия в развитии героического мифа , на которой герой целиком находится во власти своих инстинктов , предельно раскован, и часто ребячлив. К тому же в трикстере отражаются теневые стороны общества, компенсируя его однобокость, показывая то, что не хотят замечать, превращая установившиеся обычаи в фарс, как это происходит на "Пире дураков".
(с) неизвестен _________________ запись на платные консультации по телефону 8-963-615-21-89
Почему-то ни одного упоминания про Локи, который самый что ни на есть типичный трикстер в скандинавской мифологии... А за разъяснение архетипа - спасибо. _________________ Me vs Whose Army?
cyclotimia, конкретных персонажей не упомянуто кроме того, что послужил источником озврения для Юнга. Да, Локи - это очень интересный персонаж. Так что вполне можно дополнять и про него, и про других из любой мифологии. _________________ запись на платные консультации по телефону 8-963-615-21-89
У меня есть немного другое описание "трикстера", схожие моменты есть, просто написано более простым, доступным языком, и по короче)если интересно, могу скинуть) _________________ - ты мне льстишь своим присутствием
- нет, я себя унижаю
Добавлено: Пт Ноя 24, 2006 4:42 am Заголовок сообщения:
Йошь
А можно и мне описание? Или, может, просто его здесь выложить? _________________ "Единственный, кто поступал разумно, был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как все остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать."
(с)Бернард Шоу
Добавлено: Пт Ноя 24, 2006 11:27 am Заголовок сообщения:
Архетип Трикстер
Скорее этот архетип может лишь как-то корректировать отношение человека к внешним обстоятельствам в жизни человека, вследствие чего в будущем характер может измениться (в более тонкую или грубую сторону).
Все, что характеризует человека в целом.
У этого человека жизненные ситуации незначительны и случайны, не оказывающие влияния на Судьбу. Им присуща некоторая эксцентричность, и «вылеты в будущее», симпатия к оригинальным идеям и чудаковатым изобретателям, любовь к научной фантастике.
Слишком оригинальное видение ситуаций, неумение к ним приспособиться и адекватно себя вести, неуважение к социальным нормам и этике.
Неумное и никому не понятное поведение в обществе, особенно в виде резких разговоров и суждений.
Это романтик-мечтатель с пылкими, но совершенно эфемерными идеями, которые легко сменяют одна другую, так и не соприкоснувшись с реальностью.
Возможны психические болезни с резкими и странными приступами (выходы в удаленные пространства и недоступные планы), половые извращения с сильной психической подоплекой, медиумизм, стремление к групповому сексу или экстравагантным религиям со странными обрядами и культами.
Финансовый статус
Трикстер Предпочитает не обременять себя ничем лишним, в том числе и деньгами, чтобы не попасть под власть денег и собственности. Стремится обладать какими-нибудь необычными вещами, которыми можно было бы удивлять других. Может разбогатеть в один день и в один день все потерять.
Негатив: попытки подражать другим приводят к очень тяжелым потерям.
Дом в котором человек живет, особенности семейной жизни.
Трикстер это человек «перекати-поле». Может воздерживаться от создания семьи из-за нежелания связывать себя какой либо ответственностью. Удовлетворяется частыми переездами, проживанием во временных жилищах, что бы «не прирасти» к какому то конкретному месту.
Творчество, «след в жизни».
Трикстер считает себя носителем некой особой творческой миссии и весь творческий потенциал тратит на доказательство, что он не такой как все.
Работа, служба.
Трикстер не выносит рутину, распорядок, дисциплину. Лучше всего работает в режиме «свободного художника» - ложиться спать, вставать и приниматься за работу тогда, когда ему кажется правильным, а не «по звонку».
Муж-жена
Трикстер нуждается в полной свободе во взаимоотношениях, предоставляет такую же возможность своему партнеру. Возможен ранний скоропалительный брак.
Негатив: Предпочитает не обременять себя проблемами партнера.
Сексуальность
Трикстер. Молниеносная влюбчивость, эксперименты в сексуальной сфере, нетрадиционная сексуальная ориентация, групповой секс. Любовь к экстравагантным эмоциональным отношениям, создание новой морали интимных отношений.
Общественный статус
Трикстер трудности в отношениях с вышестоящими. Не понимают всех условностей, которые помогают людям продвигаться по социальной лестнице.
Негатив: невезение с начальниками.
Общественная деятельность, политика, единомышленники
Трикстер область увлечений вечно меняется с постоянной интенсивностью. Попадает в экстремальные ситуации по воле случая. Принципиально придерживается атеизма.
Негатив: не умеет хранить тайны, достаточно много недоброжелателей. _________________ - ты мне льстишь своим присутствием
- нет, я себя унижаю
Добавлено: Пн Май 21, 2007 5:16 pm Заголовок сообщения:
Йошь!
Выложи описания других архетипов в этой редакции, плииииз!!!
Вообще-то, по соционическому делению трикстеры - черные интуиты, принцы - белые интуиты, воины - волевые сенсорики, хозяева - белые сенсорики. _________________ Выход из безвыходного положения там же, где и вход
плиз, дайте ссылки на остальные описания: трикстеры - черные интуиты, принцы - белые интуиты, воины - волевые сенсорики, хозяева - белые сенсорики. _________________ «В геометрии точка – это только начало…» (с)
Фасеточное мышление – состояние сознания, при котором у тебя на любой вопрос несколько точек зрения одновременно…
концерт МUSE: «Секс, космос и hysteria, вместе взятые Какая-то оргия, где все счастливы » (с) Марина Федосеева ака bagira_
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах