Добавлено: Сб Авг 19, 2006 10:16 am Заголовок сообщения: Экзистенциально-гуманистический подход
...Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты.
(J. Bugental, R. Kleiner)
Экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП) не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.
Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное такими именами как Карл ЯСПЕРС, Людвиг БИНСВАНГЕР, Медард БОСС, Виктор ФРАНКЛ и др.
Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлза, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛЬ и др.
Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛЬ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.
Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюдженталя, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
2. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
3. В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги ... все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
5. ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюдженталя: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.
(с) С. Л. БРАТЧЕНКО,
доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук _________________ запись на платные консультации по телефону 8-963-615-21-89
Добавлено: Ср Авг 30, 2006 4:16 am Заголовок сообщения: Не утерпел...
...Я хоть и далёк от психологии (будучи сам себе религиозным философом),
но чувствую, как близко мне экзистенциально-гуманистическое
начало.
Важно, что человек не просто есть (essentia, бытие), но он ещё и
существует (exsistentia, существование). Это много глубже...
Соответственно человек - субъект (как существующий)
и объект (как тот, кто есть). То есть человек есть больше чем "есть"...
Из этого надо исходить.
А дальше - чего только нет! Здесь и прямая дорога к гуманизму,
и раскрытие смысла духовности, и переосмысление жизни, и ответы
на самые важные вопросы, и философская антропология...
и экзистенциально-гуманистический подход...
Ведь очевидно становится, что поиск человеческого в человеке
крайне близок к поиску Истины... и к духовно-личностному
совершенствованию, к аутентизму...
Истинным общением может быть только взаимодействие субъектов!
И психологическая помощь должна быть не "спасением", а обретением.
Обретается простое в "сложном" и сложное в "простом" - всё становится
на свои места... А самое главное, что совершенствуется
само восприятие.
Тогда человек действительно становится человеком,
наполняется глубоким содержанием, которого раньше мог и не
замечать... Придаёт себе Существование.
Вот... И если бы я был близок к психологии, то ЭГП стал бы для меня
основным подходом... _________________ Воплощая невоплотимое...
Добавлено: Пт Сен 08, 2006 11:50 am Заголовок сообщения: Re: Не утерпел...
Цитата:
Вот... И если бы я был близок к психологии, то ЭГП стал бы для меня
основным подходом...
Огромнейший респект от ЭГПсихолога по убеждениям и профессиональному призванию..
Иногда нужные слова оказываются так рядом, стоит только в тему соответствующую случайно заглянуть .
Добавлено: Сб Сен 09, 2006 11:48 am Заголовок сообщения:
29_02, приветствую коллегу и соратника.
брат Павел
Цитата:
Важно, что человек не просто есть (essentia, бытие), но он ещё и
существует (exsistentia, существование). Это много глубже...
Соответственно человек - субъект (как существующий)
Обычно довольно трудно объяснить, что такое субъект и чем он отличен от объекта. Например, человека изучать можно как объект, а вот при субъектном подходе можно лишь входить в контакт, понимая, что тайна внутреннего бытия человека, может быть им открыта, а может быть и нет. Человека невозможно вычислить. А что-то понять в нем можно только при опыте аутентичности, с одной стороны, и трансцендентности, с другой. Именно опыте. Ведь помимо существования есть еще и сосуществование людей. Вот как религиозный философ и психолог-материалист. _________________ запись на платные консультации по телефону 8-963-615-21-89
Добавлено: Ср Сен 13, 2006 1:27 pm Заголовок сообщения:
Вот! При постижении субъекта необходим опыт Существования!
И вспоминается:
"Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь."
Ясно, что та самая тайна внутреннего бытия человека (как тайна его существования) не откроется,
не отобразившись в постигающем "живым" образом...
Соответственно:
Цитата:
Человека невозможно вычислить. А что-то понять в нем можно только при опыте аутентичности, с одной стороны, и трансцендентности, с другой.
Это уже то, без чего ЭГП не может обойтись. Хотя кажется,
что это несколько абстрактная и шаткая истина. На самом же деле она основана на том самом опыте, да ещё и отображает его...
...А вот сосуществование. Можно рассматривать его внешне, на уровне бытия... Но из одного этого хорошего анализа, возможно, не выйдет.
А можно и глубже... Ведь одно существование без сосуществования наталкивается на ряд очень непростых проблем...
Но ведь всё намного сложнее и проще! 8)
Хотя... я слишком мало об этом знаю... То есть не имею достаточного опыта...
Так что:
"Храни Боже то, что зовут интуиция...
Но только, пожалуйста, не от развития!.." _________________ Воплощая невоплотимое...
Добавлено: Вт Сен 04, 2007 1:43 pm Заголовок сообщения:
Схожесть в объекте исследования. И экзистенциалистов и психологов-гуманистов интересует проблема свободы выбора и ответственности за свой выбор. Посему и направление ЭГП называют. Больше ничего общего у них нет, по-моему. Ибо гуманизм в психологии- течение идеалистическое (в большинстве и мистическо-религиозное), то наиболее яркие представители экзистенциализма старались оценивать человека объективно.
Добавлено: Вт Сен 04, 2007 2:45 pm Заголовок сообщения: К вопросу о различиях гуманизма и экзистенциализма
Насколько я помню, был такой спор Мэя с Роджерсом (вроде бы) по основным положениям экзистенциализма и гуманизма. И, если мне не изменяет память, он был опубликован в каком-то журнале (то ли Вопросы психологии, то ли Психологический журнал - кто знает, уточните, пожалуйста, или ссылкой киньтесь).
Так вот, одно из положений я помню.
Гуманизм: человек изначально хорош, его внутренние врожденные тенденции к самооактуализации способны сами вывести его туда, куда нужно; терапевт же должен создать лишь для того условия.
Экзистенциализм: человек изначально ни хорош, ни плох, ибо "существование предшествует сущности"; и терапевт - это проводник человек в борьбе за свою человечность... как-то так. Отсюда, возможно, и допущение Бьюдженталем в терапии самых разных средств, в том числе и тех, которые гуманисты бы не допустили. И я с ним согласна в том, что настоящий профессионализм заключается в том, что психотерапевт способен адекватно применять весь набор доступных ему методов. Он, конечно, революционер в этом смысле
Какие еще есть положения? И если не из упомянутого спора, то, может, из собственных мыслей и опыта? _________________
Добавлено: Вт Сен 04, 2007 3:22 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
Гуманизм: человек изначально хорош
Вот этого и достаточно. Это основное, хотя и противоречащее почти всем известным фактам, утверждение гуманистической философии и психологии. Исходя из него, гуманисты и пытаются использовать философию экзестенциализма, но в несколько кастрированном виде. Беря из нее лишь то, что не отрицает постулата о хорошести человека.
Добавлено: Вт Сен 04, 2007 4:36 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
Исходя из него, гуманисты и пытаются использовать философию экзестенциализма, но в несколько кастрированном виде. Беря из нее лишь то, что не отрицает постулата о хорошести человека.
Добавлено: Вт Сен 04, 2007 4:45 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
Нигилист, а что это, например?
Что берут из экзистенционализма? Все, что противоречит Фрейдовскому детерминизму и когнитивистской запрограмированности сознания. Свободную волю индивида и моральную ответственность за совершенный выбор.
Добавлено: Вт Сен 04, 2007 5:02 pm Заголовок сообщения:
Много чего берут. Только у всех по разному. Гуманисты ведь по взглядам друг от друга отличаются не меньше, чем сторонники психоанализа или анализа поведения. Посему каждый использует те философские достижения, которые ему ближе.
...Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты.
(J. Bugental, R. Kleiner)
На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.
(с) С. Л. БРАТЧЕНКО,
доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук
Запись на платный прием... На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения... действительно вряд ли могут похвастаться другие подходы.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах