Моя мама считает, что мы с мужем слишком балуем годовалого сына: хвалим его за каждый пустяк. Скажите, можно ли «испортить» ребенка чрезмерными похвалами?
Ольга, Тверь
Среда формирует – известное выражение, не так ли? Да, это так, ребенка формирует среда, то есть – всё что окружает его ежечасно. Новые впечатления развивают его самосознание и фантазию, родительский пример учит его общаться и понимать себя и других в контакте с собой. И еще одна из первостепенных вещей, формирующих ребенка – это родительское отношение к нему. Если вы считаете своего ребенка умным – он будет умен, если любуетесь им, он вырастет красивым, если вы любите его – он научится любить и сам будет любим. Сначала ребенок смотрится в нас, как в зеркало, а затем – сам, как зеркало, отражает всё, что он успел увидеть за свое длинное, и одновременно – очень короткое детство. И на так называемое воспитание у нас не так уж много времени.
Хвалить: как?
Похвала – одно из выражений вашей любви к малышу. Хвалите ребенка чаще, и он будет всегда помнить, что вы любите его. Ведь, это так просто!
Кроме того, похвала – очень удобный прием, который может быть использован вами для развития детского самосознания. В отличие от нас, взрослых, ребенок постоянно развивается, и делает он это не без нашей помощи. Выдавая еще только возможное и желаемое в поведении ребенка за действительное, вы формируете его таким, каким хотите видеть. Возвращая малышу положительную обратную связь на все его действия, вы знакомите его с самим собой, причем – с самой лучшей стороны. А ведь, именно у людей, которые себе искренне симпатичны, всегда получается задуманное. Это и есть секрет любого успеха.
Корректировать поведение чада при помощи похвалы легко и просто: достаточно обозначить вслух те достижения, которые вы хотели бы закрепить в ребенке. Говорите о желаемом, как о состоявшемся, и оно вскоре состоится. Игнорируя при этом незначительные неточности и огрехи детского поведения, вы лишаете их возможности развития. Многие вредные детские привычки отмирают просто потому, что о них никто пару недель не упоминал.
Например, если ваш ребенок усердно строит башню из конструктора, вы можете влиять на его старательность, предваряя похвалой будущие успехи. Пусть постройка кривовата, скажите ровно обратное: «Умница! Очень аккуратно строишь!». При этом можно поправить пару покосившихся кубиков, ненавязчиво показывая ребенку, к чему нужно стремиться. Такие «указания через похвалу» воспринимаются детьми легко: слушаться в такой ситуации приятно, а замечания не задевают достоинства. И самое главное – чаду хочется соответствовать вашим ожиданиям!
Чего делать не надо?
Избегайте замечаний, фиксирующих малыша на возможной неудаче. Не говорите, например: «Посмотри, сейчас домик упадет! Это от того, что ты неверное строил с самого начала». Подобная тирада может выбить из колеи не только ребенка, но - иного взрослого: вы как бы подписываете приговор для всей затеи, не оставляя шансов на удачу. В той же самой ситуации можно сказать: «Давай поправим вот здесь, тогда постройка будет стоять ровно». Что бы вы ни говорили, необходимо подчеркивать то, что вы верите в возможности ребенка и желаете ему удачи. Детские оплошности встречайте весело, как нелепую случайность, а удачи – четко обозначайте, давая всякий раз понять ребенку, что они закономерны: ведь у такого умного и способного малыша, как ваш, и не могло получиться иначе.
Сколько?
Существует ошибочное мнение, что ребенка можно «захвалить», и он окажется избалованным. На самом деле, это не совсем так. «Захваливать» малыша по пустякам не столько вредно, сколько «непрактично»: погрузившись в облако обожания, чадо попросту перестанет быть чувствительно к нашему одобрению в дальнейшем. Таким образом, вы и малыш попадаете в парадоксальную ситуацию, вами же выстроенную: захваливая ребенка, вы, как бы, лишаете его похвалы на будущее. Хвалите малыша часто, но старайтесь делать это точно и вовремя, то есть – тогда, когда для этого есть достойный повод, и когда вы знаете, что ваши слова «лягут в нужное место». Искренне отмечайте все его успехи, ни в коем случае не скупитесь на ласковые слова, даже если вам кажется, что «сегодня это уже было». Хвалите, если есть за что: тогда чадо будет и дальше стараться.
Похвала = поддержка
Отдельно отмечайте своим вниманием моменты, когда малышу требуется ваша поддержка. В такой ситуации похвала может быть использована вами, как утешение и педагогический прием одновременно. Например, малыш только учится самостоятельно одеваться: конечно, ему не очень хочется продолжать, когда обе ноги попали в одну штанину, а рука просунулась в горловину свитера. Самое время бросить это занятие, но тут вы можете сказать: «Молодец! Отлично для первого раза!». Да, это не совсем правда, ну и что с того? «Бог с ней, с правдой, иногда нужно и соврать» - говорил во всем известном фильме бургомистр, друг барона Мюнхгаузена, вразумляя своего правдолюбивого друга.
Существует ошибочное мнение, что ребенка можно «захвалить», и он окажется избалованным. На самом деле, это не совсем так.
Хвалите, если есть за что: тогда чадо будет и дальше стараться.
В целом статья неплохая. Но не без издержек.
Ребёнка действительно можно перехвалить. И в этом случае он растёт избалованным нарциссистом.
Просто слишком мало хвалить - очень плохо.
Мало хвалить - плохо.
Много хвалить - хорошо.
Слишком много хвалить - плохо.
И те, кто переходят через грань между "много" и "слишком много" (которая в каждой конкретной ситуации разная), потом пожинают соответствующие плоды такого позитивного по форме, но негативного по содержанию воспитания.
Добавлено: Чт Окт 26, 2006 11:45 am Заголовок сообщения:
Цитата:
«Захваливать» малыша по пустякам не столько вредно, сколько «непрактично»: погрузившись в облако обожания, чадо попросту перестанет быть чувствительно к нашему одобрению в дальнейшем.
... и будет более чувствителен к неодобрению. Мне кажется непрактичным сам факт подсчёта, ведь если хвалить из внутренней потребности, то баланс одобрение-требовательность сложится естественным образом. Просто интерес к ребёнку должен быть настоящим и непосредственным.
«Захваливать» малыша по пустякам не столько вредно, сколько «непрактично»: погрузившись в облако обожания, чадо попросту перестанет быть чувствительно к нашему одобрению в дальнейшем.
... и будет более чувствителен к неодобрению. Мне кажется непрактичным сам факт подсчёта, ведь если хвалить из внутренней потребности, то баланс одобрение-требовательность сложится естественным образом. Просто интерес к ребёнку должен быть настоящим и непосредственным.
Согласен с тем, что похвала должна быть искренней. Понравилось, что человек сделал, захотелось восхититься и похвалить, не надо себя сдерживать. А то, обычно, отругать нам ничего не стоит, а многие ли хвалят, скажем, продавщиц в магазине, водителей в автобусе, да просто близких, причем не обязательно маленьких... Я, лично, искренне считаю детей лучшими людьми на этой земле. Они достойны восхищения. любви и внимания со стороны окружающих.
Тут возможен еще один вопрос, который я услышал давно и не смог найти на него ответ. Это вопрос о ценности жизни ребенка по сравнению с ценностью жизни взрослого. Помните, спасают в первую очередь детей. Почему?
Тут возможен еще один вопрос, который я услышал давно и не смог найти на него ответ. Это вопрос о ценности жизни ребенка по сравнению с ценностью жизни взрослого. Помните, спасают в первую очередь детей. Почему?
В контексте темы? - не понимаю
В целом, насколько я помню, считается, что в жёстких условиях выживания спасать детей ценой жизни их защитников нецелесообразно с точки зрения выживания вида, а в мирное время - в порядке вещей спасать ребёнка.
Тут возможен еще один вопрос, который я услышал давно и не смог найти на него ответ. Это вопрос о ценности жизни ребенка по сравнению с ценностью жизни взрослого. Помните, спасают в первую очередь детей. Почему?
В контексте темы? - не понимаю
В целом, насколько я помню, считается, что в жёстких условиях выживания спасать детей ценой жизни их защитников нецелесообразно с точки зрения выживания вида, а в мирное время - в порядке вещей спасать ребёнка.
Контекст темы - выделенность ребенка. Почему не надо также много и от души хвалить взрослых? Они от этого портятся ?
Среда формирует-это правда ,но семья должна быть такой средой ,чтобы ребёнок мог безболезненно перейти из неё в другую:среду класса ,дет . садика ,друзей и т.д.
Если родители постоянно говорят ребёнку ,что он умный(например),а
они для него являются авторитетом и ,в некотором виде,оценкой внешнего мира,то ,попадая в ситуацию,когда будут сравнивать его и других детей , у ребёнка могу возникнуть проблемы.
Или когда говорят о красоте .Всё ж относительно,а тут уже зекладывается программа о том ,что важнее всего быть красивым...
Хвалить нужно за достижения и за правильные поступки,или для поддержки .Но если похвал будет много,то они утратят свою ценность.
Похвала -как сахар
Хм. Комплименты -- вещь нужная, но они должны быть искренними. Считаю, кроме того, что комплименты надо делать не только детям и дамам, но и всем -- по их активной сфере. _________________ В Дон Кихоты я просился чуть попозже,
И хотел бы навсегда остаться им!
Моя мама очень любит хвалить моего 11 летнего брата. Но мы заметили, что чем больше его хвалишь и балуешь, тем хуже его поведение становится
Я думаю, что это очень зависит от человека. Вот он получил хорошую оценку в школе, мама ему говорит - "Какой ты у меня умный". После такого вывода он просто решает, что он умный и больше не нужно стараться - складывает лапки!
Если допустим мне такое сказать, то я буду постоянно стараться, чтобы оправдать надежды, так сказать..Так что я думаю, что хвалить можно, но не на всех это действует благоприятно.
мы заметили, что чем больше его хвалишь и балуешь, тем хуже его поведение становится
ИМХО, дело здесь не в том, что слишком много похвалы, а в том, что мало или отсутствует критика... Впрочем про критику ты ничего не говорила, но мне кажется дело в этом. _________________ In saecula saeculorum amen
Добавлено: Чт Дек 21, 2006 9:32 am Заголовок сообщения:
Если не перехваливать, то похвала детей не портит
Меня вот в детстве вообще родители не хвалили, а постоянно указывали на мои ошибки
Ну и что ? Ни к чему хорошему это не привело..
Пришлось своими мозгами доходить до того, что я все таки замечательная..
Комплекс неполноценности вырабатывается знаете ли _________________ Ее сила - в ее любящем сердце....
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах