Добавлено: Сб Авг 25, 2007 12:51 pm Заголовок сообщения: Если упёрся в мысль свести счёты с жизнью ...
До этого момента никому не было дела до того, что ты чувствуешь... Ты ошушаешь, что твои мысли кажутся другим, дажже самым близким людям несуразными. Принять чужую помощь тебе как-то неловко и неприятно. Советы кажутся тебе банальными и неискренними. Чужие цели кажется смешными, а свои - лишёнными смысла. И чтобы другие не ломились в твою душу с глупым сочувствием, ты носишь на лице маску. Наверное такую-же, какую ношу и я... И ещё - эта серая боль где-то внутри, в теле. Тело её не чувствует вовсе, но эта боль временами нестерпима... и сладко приятна. Её хочется ещё. С каждым разом всё тяжелее и тяжелее отрываться от неё и возвращаться к этому миру.
Не хочу отнимать то, что принадлежит тебе по праву. Какой бы ты ни был - это ты. Просто хочу, чтобы ты знал, что я готов читать твои письма, думать над ними, пытаться представить, что стоит за твоими словами. И ты для меня мог бы стать неплохим собеседником, потому что не стал бы пристаать ко мне с просьбами давать советы и делится опытом.
До этого момента никому не было дела до того, что ты чувствуешь на самом деле ...
А может быть действительно найдется на свете человек, которому будет не все равно, что ты чувствуешь... На самом деле не все равно... Может быть... он не будет "ломиться в душу". а ты сам почувствуешь в нем что-то родное, понятное. созвучное твоей душе... И может быть станет легче? _________________ когда появляется друг, двери твоей души падают сами...
Осень. Серое, низкое небо. Как разодранное детское ватное одеяло. Бесформенные клочки свисают сверху, едва цепляя голые макушки деревьев. Жухлая листва, засыпавшая собой всё свободное пространство между деревьями. Высохшая веточка вся мокрая, с капелькой воды, дрожащей на кончике. Маленькая капелька воды, каждую секунду готовая сорваться вниз.
А если затаить дыхание и внимательно вглядеться. Внутри капельки отражается то же небо, те-же макушки деревьев и листва. Ничего нового. Всё… только вверх ногами. Серым пухом под ногами лежит небо, а с него, как пузырьки газировки, возникая из ниоткуда, поднимаются вверх капельки воды. Много-много капелек поднимаются к ярко-жёлтому ковру листьев, пробираясь между причудливо извивающимися ветками деревьев. И там, над головой, мягко сливаясь в тонкие ручейки, утекают куда-то в эту лиственную высь.
Если затаить дыхание и внимательно вглядеться….
Итак, маленький человечек начинает формировать свою карту окружающего мира. Именно карту, где каждое явление, каждый человек, предмет, имеют статус объекта с набором свойств. Каждый объект имеет свой вес. Почему карта? Потому, что достаточно условна, не отражает реальный мир в полном объёме. Но в этом и её достоинство - по ней проще ориентироваться. Вот человечек, экспериментируя, опытным путём ищет равновесие между простотой и полнотой. Что нужно нам, родителям, от человечка в большей степени: поведение предсказуемое, в рамках социально принятого, в конце концов удобное нам или поведение спонтанное, непрогнозируемое, нарушающее наш покой, разрушающее какие-то наши моральные и этические устои в конце концов?
Видите ли природа не придумала середины: или - или. Родители - эгоисты выбирают первое и воспитвают своих детишек императивно (безапеляционно) где в формулировке требуемого поведения преобладают инструктивы априори (... Леночка такие короткие юбки носить просто НЕПРИЛИЧНО... Люди ПОДУМАЮТ о тебе ПЛОХОЕ...), т. е. руководства к действию, чья истинность подразумевается безусловно, на веру. Эти инструктивы родители искусственно утяжеляют авторитетами (своим, историческим, научным, короче любыми, что окажутся в арсенале, самый плохой с точки зрения последствий - авторитет религиозный). И всё до поры до времени работает. Работает до тех пор, пока мир для человечка достаточно прост, ограничен в пространстве, во времени, в количестве объектов, и их взаимодействий. Пока что количество т.н. парадоксальных взаимодействий (я улыбнолся девочке, а она в ответ показала мне язык... ступор! блин, как реагировать - фиг его знает) в общей массе невелико и их следы в организме (эмоциональные и гормональные) незначительны и организмом компенсируются.
Растёт человечек, расширяется мир, количество взаимодействий растёт, удельный вес парадоксальных - тоже растёт, следы перестают успевать компенсироваться и превращаются уже в эмоционально-гормональный фон. А это уже штука интересная! Никогда не встречали ученика, которому достаточно только услышать тембр голоса "любимой" учительницы, чтобы в тот же миг любое её слово воспринимать критически? И правильные слова мамы дойдут до сознания строптивой дочурки только в том случае, если будут сказаны другим человеком, другим голосом и слегка в другой формулировке. Эмоциоальный фон - это уже мощный усилитель сигналов. Тихий голос мальчика-хулигана может стать единственным, что слышит ваш ребёнок. Эмоциональный фон-усилитель может резко, одномоментно обострить следы от очередных парадоксальных взаимодейтсвий (зашла попросить у мамы денег на дискотеку, а она на меня наорала...) и привести к острому кризису миропонимания, крушению всей системы ценностей. Как возможное следствие - экзистенциальный кризис (кризис жизненных ценностей). В этой точке - разветвление путей - от сюицида до немотивированной агрессии и экстремизма, весь букет.
Ключём к пониманию этой ситуации является модель поведения в ситуации парадоксального взаимодействия. Я выдаю в мир стимул, который по всем правильным словам моих родителей и всех авторитетов должен дать правильный результат. А его нет! В чём дело? Императивная (безвариантная) система формирования миропонимания никогда не даст адекватного ответа на этот вопрос.
Резюме: описанная выше модель, подталкивает к интересному умозаключению: стремясь сформировать более или менее просто управляемое общество, элита вынуждена выстраивать систему императивного формирования упрощённого мировоззрения "паствы". Чем шире масштаб и размах этой системы и сильнее её воздействие на индивидуальную систему миропонимания людей, тем мощнее становится деструктив в каждом из нас. При достижении статистически значимой величины деструктив становится социальным. И тогда - Хан..дец! У русского человека есть водка, которая не даст язвочке вскрыться на ранней стадии. Поэтому рванёт так рванёт.
Если вдруг вам станет интересно, я напишу вам про другую модель формирования не простой а более сложной карты мира, инвариантную стратегию реакции на парадоксальное взаимодействие и прочие позитивные вещи.
Последнее. Всё, что написано выше не является истиной в последней инстанции. Степень истинности вышесказанного определяется количеством конкретных запутанных жизненных ситуаций, которые становятся понятными и объяснёнными описанной выше моделью.
А вот ещё:
... я много раз хотел(а) что-то изменить, но каждый раз получалось
всё, как обычно...
Какой он, реальный мир, вне сознания? Бог с ним с миром. Какой он отдельно взятый предмет, вне сознания? Гипотетически предположим, что предмет этот - существует одномоментно совокупностью всех своих свойств и всей своей историей. Например человек которого вы знаете вне вашего сознания существует одномоментно от рождения до кончины всеми своими качествами, действиями и поступками, которве он имел или мог бы иметь. Таким образом сознание, взаимодействуя с объектом, всегда познаёт его лишь частично и априори неполно. Мы можем обойти предмет со всех сторон, познав его в пространстве, но мы всегда будем видеть его только с одной временно"й точки - той в которой находимся сами. Чуть более объективное мнение об объекте может сложиться тогда, когда другой человек с другой временно"й точки исследует его и адекватно изложит нам своё впечатление. И даже если это сделают тысячи людей - это будет только точечное приближение к объективной сути объекта. Поэтому то, что мы называем истиной - миф, субъективный ярлык. Глупо бросать жизнь на поиск истины, лючше бросить её на познание.
Следствие для психолога: Если возникает ощущение, что двигаешь клиента к истине - скажи себе стоп! Лучше двигай его по пути познания. Себя в других и других в себе. Каким будет клиент после взаимодействия с психологом - не знают ни тот, ни другой. Равно как и то, что никто не знает, каким останется психолог. Единственное, в чём смогут помочь здесь могучие пласты психологического Знания - они не позволят обоим бродить по кругу суждений и оценок.
Суждения и оценки - серены для психолога, своим красивым пением манящие к "истине". Они предполагают исходную точку, точку отсчёта и сравнения. В объективной реальности их нет. Нет, они есть, как объекты, но они там не являются точками отсчёта. Добро - зло, порок - добродетель, плохо - хорошо, лучше-хуже и тем более правильно-неправильно - операнты для обыденного общения, не более.
Вот и я пишу всё это, а сам - "ЛУЧШЕ двигай его по пути познания..."
Если не всё это, тогда что является для нас опорными точками в клиенте? Что представляет собой процесс взаимодействия психолога и клиента и какова его логика, если она есть вообще? Что есть результат этого взаимодействия?
Всё, что написано выше не является истиной. Степень приемлемости вышесказанного определяется количеством конкретных запутанных жизненных ситуаций, которые становятся понятными и объяснёнными описанной выше моделью.
Познать что-то можно лишь в сравнении. А сравнение - невозможно без оценки. Важно, сделать понимание этих самых точки отсчета как относительных, динамичных. Ведь они и являются результатом сравнения, временной базой для будущей оценки.
Сергун - пиши как-нибудь попроще, а то даже лень напрягаться
Понял, но это не я, это тема попёрла вязкая.
Сравнение без оценки возможно. Сравнение, собственно, и возникло первоначально. А чуть позже, когда сравнений стало дохрена, люди подумали: "Чё париться, придумаем эталон" И получилась оценка.
Вязкость темы - в попытке затолкать в мозг мысль, что ВРЕМЯ вне сознания не существует. Нет его там, за границами мозга.
Это, смотря что понимать под результатом сравнения. Без совокупности признаков(инт., диф. и т.д. - нельзя различять объекты). Если процесс происходит во времени, эти совокупности признаков(точки отсчета) будут постоянно меняться. Следовательно никакой эталон невозможен в принципе.
Может я конечно чего не полял
А вообще мне больше интересно прочитать продолжение про то, как там карта формируется.
Все то же самое, только проще и понятнее, описано в книгах Р.А.Уилсона "Космический триггер", "Психология эволюции", "Квантовая психология" и Т.Лири "История будущего", "Семь языков бога". _________________ Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора - чтобы утешить тем, что у него есть.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах