Вопрос в том, как выработать в себе способность жить в неопределенном мире, не пытаясь придать ему характер определенности.
...
В этой жизни нет ничего достоверного и гарантированного, кроме смерти. Мы живем в неопределенном мире, и когда мы пытаемся сделать вид, создать себе зону определенности, мы стараемся максимально устранить эту непредсказуемость. Но, по мере того как мы это пытаемся делать, мы все больше искажаем картину реальности и нашего отношения к реальности. Потому что реальность все равно остается непредсказуемой.
...
Личная ответственность и заключается в том, чтобы действовать, понимая, что результат не гарантирован. Если у меня при этом нет тревоги, это означает, что я не готов к будущему.
...
Мы оказываемся перед фактом неготовности ко многим неожиданностям, когда слишком многого ожидаем.
Добавлено: Ср Сен 05, 2007 1:42 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
Личная ответственность и заключается в том, чтобы действовать, понимая, что результат не гарантирован. Если у меня при этом нет тревоги, это означает, что я не готов к будущему.
В свое время Шопенгауэр то же самое написал, только "тревогу" заменив "страданием", а неготовность к будущему- скукой.
Добавлено: Ср Сен 05, 2007 2:15 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
Личная ответственность и заключается в том, чтобы действовать, понимая, что результат не гарантирован.
Есть притча о вечном неудачнике, который, собираясь в дальний путь, забывает спички. Обнаружив их отсутствие, он с болезненной улыбкой вздыхает: "Все верно. Ведь я же неудачник!" В очередной раз подтверждено его представление о самом себе. Более того, неудачник почти удовлетворен этим. В этом случае имеются предпосылки для постепенной синхронизации обоих Я, в которых, несмотря на негативность исхода, человек может найти нишу для временного личного спокойствия. И это тоже выход.
Противоположный пример более благоприятен для самочувствия человека. Что бы ни сотворил человек, видящий себя только в позитивном свете, его самооценка не пострадает. Такое рассогласование поступков и видения себя ведет к появлению целого набора личностных защит, помогающих человеку както объяснить себе и окружающим собственные промахи и прегрешения. Однако неискренность перед самим собой может окрасить жизнь человека в неверные, мятущиеся тона. Промахи перестают играть регулирующую роль, и поступки в конце концов становятся неадекватными ситуации. Hапример, защитную реакцию выполняет описанный З. Фрейдом механизм вытеснения-забывания. Вытесняются прежде всего постыдные поступки, нередко они даже перешифровываются чуть ли не в благородные.
Позиция настоящего удачника может сформироваться лишь с помощью такого средства, которое Мольц назвал позитивным мышлением. Его суть состоит в том, чтобы, с одной стороны, укреплять позитивный образ собственного Я под воздействием удачных поступков, а, с другой стороны, не дать ему разрушиться в случае неудач или каких-то "прегрешений". Истинный удачник даже после умопомрачительного провала никогда не скажет себе: "Провал произошел от того, что я - глупец!" Скорее он подумает, что неудача - следствие таких-то и таких-то упущений. И что в следующий раз он это обязательно предусмотрит. А в целом он выглядел в данной ситуации вполне ничего. Только при таком отношении к себе и к своим действиям психологический образ Я может оказывать обратное действие на Я природное.
Успехи подкрепляются, неудачи выполняют корректирующую функцию. Усиливается координация Я, что фактически означает личностный рост человека.
Добавлено: Ср Сен 05, 2007 6:34 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
"тревогу" заменив "страданием"
Тревога - это своего рода страдание и есть.
Цитата:
неготовность к будущему- скукой
А здесь как-то не очень для меня очевидны связи. Есть только идея такая: когда человек в скуке, он не готов в любой момент собраться, поэтому оказывается не готов к будущему... Какие еще идеи на этот счет? Как соотонисятся скука и неготовность к будущему? _________________
Добавлено: Чт Сен 06, 2007 1:31 pm Заголовок сообщения:
Light писал(а):
Есть только идея такая: когда человек в скуке, он не готов в любой момент собраться, поэтому оказывается не готов к будущему... Какие еще идеи на этот счет? Как соотонисятся скука и неготовность к будущему?
"Шопенгауэр, как известно, с сожалением отмечал, что жизнь человека "болтается между тревогой и скукой". В действительно-сти и то, и другое полно глубокого смысла. Скука - это постоянное напоминание. Что приводит к скуке? Бездействие. Но деятельность существует не для того, чтобы спасаться от скуки; скорее скука су-ществует для того, чтобы мы бежали от бездействия и должным образом оценили смысл нашей жизни. Борьба жизни держит нас в "напряжении", потому что смысл жизни зависит от того, насколько мы выполняем или не выполняем требования, предъявляемые нам нашими собственными жизненными задачами. Таким образом, это напряжение по своей сути отлично от состояний, которые вызыва-ются жаждой ощущений или внешнего одобрения и поддержки, свойственных невротикам и истерикам.
И смысл "тревоги" заключается в том, что она по сути своей - также напоминание. В области биологической, как известно, боль является полным смысла стражем и хранителем. В духовной сфере она выполняет подобную же функцию. Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно." (Франкл)
ИМХО скучно бывает только человеку, которому ещё долго идти до смысла жизни, который психологически ещё весь во власти прежних стереотипов, сценариев поведения, принятых им от окружения, и не выработал свою собственную ценностную уникальность. То есть его всегда оограничивает инерция привычного образа жизни, мешающая свернуть с прежнего пути, чтобы найти свой. А для этого и нужна энергия, которая тратится в привычной деятельности, и которой постепенно всё больше и больше не хватает (ведь груз прошлого растёт - и инерция его также, чтобы преодолеть которую требуется всё больше и больше духовных сил), чтобы научиться чему-то действительно новому...
Добавлено: Пн Сен 10, 2007 9:18 am Заголовок сообщения:
Нигилист писал(а):
ИМХО, если человек дошел до смысла жизни, сложно о нем говорить, как о человеке мыслящем.
Весьма странный смысл вы вкладываете в понятие "мыслящий человек", раз по вашим словам получается, что Франкл был "человеком немыслящим". Как-то трудно получается понять смысл вашего высказывания.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах