Психология и соционика :: Просмотр темы - Фламенко
Список форумов Психология и соционика
Психологический форум
 

 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   

Фламенко

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Танцы
 
Автор Сообщение
Oleg
Администратор, клуб "Квадра"
Администратор, клуб
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Бальзак
Возраст: 46
Знак зодиака: Лев
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 09.10.2005
Сообщения: 5782
СообщениеДобавлено: Чт Окт 26, 2006 8:50 pm    Заголовок сообщения: Фламенко Ответить с цитатой

Фламенко

В большинстве случаев, когда речь идет о происхождении фламенко, мало кто вспоминает историю южной части Иберийского полуострова до 18 века. Тем не менее, не лишено логики предположение, что смешение и взаимообогащение культур, происходившее в Андалузии на протяжении всей ее истории, оказало заметное влияние на развитие этого вида искусства, имеющего народные корни.

Сказалось на становлении фламенко греко-римское влияние: оно чувствуется в средневековых византийских литургических песнопениях. Композитор Мануэль де Фалья указывал на сходства в мелодии и нисходящей минорной гамме. Грегорианские пения во время литургических церемоний, ассимилировавшись, внесли свои мелодические рисунки, с восточным акцентом.

Во фламенко чувствуются отзвуки индийских музыкальных традиций, это отмечают и музыковеды, и музыканты. Помимо индийского сильно сирийское и персидское влияние. Можно вспомнить хотя бы уроженца Багдада Абульхасама Али Бен Нафи (Зирьяб), который был придворным музыкантом во времена Кордовского Халифата с Абдеррахманом Вторым во главе (822-852 гг. н.э.). "Черной птице", объекту исследований для ученых и источнику вдохновения для творцов, Пако де Лусия в 1990 г. посвятил альбом "Зирьяб".

Семивековое арабское господство на Иберийском полуострове (711-1492 гг.) оставило значительный след в политической, научной и культурной жизни Иберийского полуострова, и музыка не исключение. Может быть, арабское влияние в музыке одно из наиболее осязаемых. Можно провести параллели между модуляциями и мелизмами в таких песенных фламенковых формах, как тона и сигирийя, с одной стороны, и призывах на мусульманскую молитву. Также наблюдается сходства в ритмических рисунках.

Постепенное политическое разобщение арабско-андалузских территорий, начавшееся в 1236 году с падением Кордовы и продлившееся до 1492 года (год завершения Реконкисты), открывает христианским королевствам, расположенным на севере полуострова, двери богатого культурного рога изобилия. Вопреки всеобщему мнению, согласно которому "Кастилья стала более андалузской, чем Андалузия - кастильской", начиная с 15 века, культуры других стран вносили более значительную лепту в развитие музыкального репертуара Андалузии, чем казалось на первый взгляд. Размеры многих стилей фламенко, взятых из романсов и кастильских сегидий, верны "своим корням" и даже влияют на становление ритмических норм стилей фламенко.

Между северной и южной частями Иберийского полуострова времен Аль- Андалуса (Современная Испания) установилась тесная культурная взаимосзвяь. Так, исповедующие ислам арабы-завоеватели довольно терпимо относились к христианам, жившим на полуострове. Доказательством тому являются зехель (заджаль) и хардж - "традиционные песенные формы, финальные куплеты, написанные на романском диалекте (наречие христиан Аль-Андалуса), которыми завершался арабский мувашшах - поэма, написанная на арабском или еврейском языках" (Словарь Королевской Академии Испанского Языка).
Объяснение мувашшаха. Ибн-Бассам (1147)

Цыгане Альбаисина
Возникновение и дальнейшее развитие фламенко тесно связаны с таким ключевым историческим фактом, как прибытие цыган в Испанию. Самый древний документ, свидетельствующий об этой иммигрантской волне, подписанный королем Альфонсом Великим, восходит к 1425 году. Тем не менее, не отрицаются гипотезы, согласно которым цыгане пришли в Испанию намного раньше из Африки, точнее, из Египта. В пользу этой теории говорит этимологическое родство слова "цыган" и топонима "Египет". Вместе с тем большинство исследователей придерживается версии, что цыгане происходят из Панджаба - северо-восточного региона Индии, из которого в 7-14 вв. и началось переселение кочевых племен.

Цыгане, поселившиеся на юге Иберийского полуострова, столкнулись с сочным, ярким андалузским фольклором, который, будучи тщательно переваренным и усвоенным, стал частью цыганской культуры, имевшей восточные корни. Пьер Лефран, исследователь цыганской культуры, придерживается той точки зрения, что симбиоз двух культур - культуры цыган и морисков - наиболее способствует развитию искусства. Мориски - обращенные в христианство мавры для избежания выселения за пределы Иберийского полуострова, тем не менее, следуют музыкальным традициям Аль-Андалуса. Считается, что цыганское влияние на фламенко проявляется, прежде всего, в манере исполнения, но не в творческом плане. Однако каким бы распространенным ни было это предположение, оно вызывает споры и по сей день.

В течение последующих трех веков после падения Кордовского Халифата фламенко несколько утрачивает характерные для южных регионов Испании черты. Дело в том, что Севилья, будучи воротами в недавно открытую Америку, превратилась в бурлящий деловой центр Европы (впоследствии эта эстафетная палочка была передана Кадису). Через нее осуществляются все торговые и деловые сделки с Америкой, а также происходит тесный межкультурный обмен. Андалузские песни и танцы, привезенные в Америку, претерпев кое-какие изменения, вернулись обратно в форме гуахиры, милонги, коломбианы, румбы, видалиты - жанры, ставшие популярными в начале 20 века благодаря великим кантаорам эпохи.

Никто точно не назовет исторический момент, в который фламенко из местечкового превратилось в искусство профессиональных исполнителей. Первое сохранившееся в письменных источниках имя собственное принадлежит кантаору Тио Луису де ла Хулиана, чье существование, однако, не доказано. Первые профессиональные исполнители фламенко появились в середине 18 века. История становится более ясной с появлением Эль Планеты, кантаора из Кадиса, начавшего свою карьеру с исполнения тона и сегирийи в севильском квартале Триана. В классическом треугольнике Севилья - Херес - Кадис, являющемся колыбелью фламенко, возникают такие имена, как Эль Фильо - воспитанник Эль Планеты, Хуан де Дьос, Пако ла Лус, Ла Андонда, Локо Матео, Курро Дурсе - пение; Ла Канделариа, Ла Кампанера, Ла Перла, Эль Хересано, Мирасьелос - танец; Колирон - гитара.

Многие за дату рождения фламенко принимают конец 19 века. О фламенко пишут в таких газетах, как "El Porvenir", "La Andalucia", "El Cronista", "El Espanol", "El Noticiero Sevillano"; о фламенко пишут восторженные романтики, писатели и путешественники Шарль Давилье, Теофил Готье, Ричард Форд, Александр Дюма и Джордж Борроу...

Эль Планета

Многие европейские путешественники, которых привлекало все экзотическое - а искусство южной части Испании таковым и представлялось, - в романтическом порыве исколесили всю Андалузию, в тот век, который начался Освободительной войной, принятием Кортесами Кадиса (кортесы - парламент) первой Испанской Конституции (1812г.), а завершился тщетными попытками индустриализации и звонким кризисом 98 года. Население Испании пыталось заглушить свои страдания, забыть о своей нищете и нужде с помощью своих танцев и песен. Об этом повествует Серафим Эстебан Кальдерон, писатель из Малаги, в своем рассказе "Танцы в Триане" (1831 г.) из книги "Сцены из андалузской жизни". В этом рассказе говорится об андалузском празднике, на котором автору посчастливилось услышать пение самого Эль Планеты, одного из первых профессиональных кантаоров эпохи. Джордж Борроу, в 1841 году в Англии публикует эссе "Синкали, цыгане Испании" из цикла очерков об Андалузии. Шарль Давилье в 1862 году в очерке "Путешествие по Испании" описывает праздники простого испанского народа, с танцами и песнями, которые проходили при свечах в патио - внутреннем дворике испанского дома, или в тавернах. Список заметок, очерков, рассказов, эссе посвященных описанию обычаев, привычек, народного творчества, довольно обширен.

Ежедневные события из мира искусства находили свое отражение в прессе тех лет; периодические издания были источником информации о спектаклях, представлениях, программах обучения в танцевальных школах и т.д. Например, в одном из изданий от 14 июля 1850 года читаем: "Академия танца дона Мигеля Баррера, находящаяся на улице Тарифа, является одним из известнейших хореографических училищ уже 5 лет".

Раннее фламенко вызревало в тесных семейно-соседских кругах, в патио, в пивных, тавернах, при свете луны и свечей. Фламенковые танцевальные стили тесно соприкасались и с фольклорными стилями - андалузскими и испанскими в целом. Район Севильи Триана считается "колыбелью" фламенко, а забегаловка Тио Миньярро была одним из первых заведений, где оно исполнялось. Пели поло (polo), тона (tona), танцевали соронго (zorongo), ронденью (rondena), сапатеадо (zapateado), халео (jaleo). Этим танцам учили в школах танца, выставочных салонах, ориентированных прежде всего на туриста. Мануэль де ла Баррера и Луис Ботелья руководили в Севилье двумя крупнейшими салонами того времени.

В скором времени конкуренцию салонам составили кафешантаны (cafe cantante). Первый из известных появился в Севилье в 1847 г. и принадлежал семье Лос Ломбардос. Анхель Альварес Кабальеро в своей книге "Танец фламенко" так говорит о кафешантанах: "Эти заведения серьезнейшим образом способствовали развитию фламенко хондо. Дело в том, что спектакли и были тем, ради чего все затевалось, и виду большой конкуренции хозяева кафе были заинтересованы показать качественный продукт, чтобы привлечь больше посетителей". Период кафешантанов считается "золотым веком" в истории фламенко, тем не менее, кафешантаны ассоциируются не только с фламенко, но и с проституцией, нищетой и насилием.

Список кафешантанов, в которых давались представления фламенко на рубеже 19 и 20 веков, довольно обширен: El Cafe del Burrero, el Cafe de Novedades, el Cafe del Arenal, el Cafe Filarmonico, Kursaal Central Cafe. И это - только в Севилье. В таких кафе начали свою карьеру Антонио Чакон, Мануэль Торе, Ла Сернета, Конча ла Карбонера, Эль Канарио, Хуан Брева, Ниньо де Эскасена, Малена, Нинья де лос Пейнес и Сильверио Франконетти, впоследствии ставший управляющим одного из наиболее посещаемых заведений подобного рода. К концу первой трети 19 века растущий интерес кинематографа и публики к незамысловатым по содержанию куплетам в конечном итоге вытесняет фламенко хондо из этих таблао. Отныне искусство фламенко вынуждено искать новые пути к сердцу зрителя, такие, например, как опера фламенко и театрализованное фламенко.

Сильверио Франколетти
Говоря об истории фламенко, нельзя обойти вниманием Сильверио Франконетти. В довольно юном возрасте он был настолько очарован пением великого Эль Фильо, что вопрос о выборе занятия жизни был решен сам собой. Он выступал на различных сценах, подмостках, кафе, тавернах, таблао Испании, показывая то, чему научился в кузнице. В конце концов, он сам стал управляющим одного из кафешантанов - еще одной площадки, на которой выступали и Сильверио Франконетти, и Томас эль Нитри, и Хуан Брева.

Томас эль Нитри, племянник Эль Фильо, был первым кантаором, получившим "Золотой ключ пения". Существует несколько версий того, как именно проходило вручение награды. Наиболее распространенная говорит о том, что кучка увлеченных фламенко личностей вручила Томасу награду в Кафе Без Крыши в Малаге в 1868 году. По другому предположению "церемония" награждения проходила на празднике в кадисском районе Хереса-де-ла-Фронтера. Единственное, что не вызывает сомнений, так это фотография, на которой кантаор запечатлен с наградой. На протяжении многих десятилетий Ключ был яблоком раздора, его вручение всегда происходило при довольно необычных обстоятельствах. В 1926 г. он был вручен Мануэлю Вальехо, в1962 - Антонио Майрена, в 2000 - посмертно Камарону.

Томас эль Нитри
В конце 19 века, с изобретением фонографа Томасом Эдисоном, фламенко получает широкую известность. Для продвижения изобретенного аппарата записываются национальные мелодии различных уголков земли, среди них и фламенко. Первые записи фламенко были сделаны в Кадисе и Севилье; в газете "Севильский Вестник" упоминается о первой записи 22 ноября 1895 года. Хуан Брева был одним из первых кантаоров, оставившим свое творческое наследие на вощеных барабанах. Антонио Чакон, Каганчо, Ниньо де Кабра, Пака Агилера, Ревуэльта, Пако эль де Монтилья (Мочуэло) также записывали свои песни подобным образом.

Чуть позже на смену фонографу приходит изобретение Эмиля Берлинера - граммофон. В начале 20 века появляются грифельные пластинки, первые международные дискозаписывающие компании спешат захватить испанский рынок, представляющий большой интерес. Американская International Zonophone Company; французские Du Gramophone и Pathe, изобретшие сапфировую иглу для записи; немецкие Dacapo, Homoko, Homophon, Talking Machine GMBH, чьи диски продавались в Касса Фадас в Мадриде, - вот одни из первых звукозаписывающих компаний. Эль Пенья, Ниньо де Кабра, Эль Гарридо, Эль Мочуэло и Пака Агилера, среди многих других, были первыми исполнителями, чьи записи появились на грампластинках.

Фламенко, исполняющееся уже на профессиональном уровне, постепенно распространяется и за пределами Андалузии. С середины 19 века проходят пока еще немногочисленные праздники фламенко, организованные такими известными фигурами того времени, как Хуан де Диос, Луис Алонсо, популярными танцовщицами и самими Сильверио. Основных мест проведения подобных вечеринок два: трактиры на пути в Толедо, начиная от площади Пласа Майор; и район Площади Святой Анны, с кафешантанами и забегаловками типа Вилья Роса или Лос Габриэлес, появившиеся в начале 20 века. Дворцовые страсти ко всему, что имеет отношение к фламенко, доходят до такой степени, что интеллигенция конца 19 века, известная более как "поколение 98 года", начинает антифламенковую кампанию, чьи отзвуки доходят и до Франции.

Следующее же поколение, в ответ на позицию поэтов конца 19 века, сделало фламенко своим источником вдохновения, тем более что ему хотелось возродить культурное народное наследие. В связи с этим стоит упомянуть Рафаэля Альберти. Херардо Диего, Висенте Александра, Хорхе Гильена, Педро Салинаса и+ Федерико Гарсия Лорку, особенно Лорку. Его перу принадлежит сборник баллад "Цыганский романсеро" и фортепианные записи популярных испанских песен в исполнении Ла Аргентиниты. Произведения великого поэта, расстрелянного во времена Франсиско Франко, вдохновляло и продолжает вдохновлять кантаоров и байлаоров.

Благодаря стараниям поэта Федерико Гарсия Лорки и композитора Мануэля де Фалья - великого экспериментатора в музыке, а также другим артистам различных художественных дисциплин, которые собирались в Художественном Литературном Центре Гранады, был организован первый конкурс исполнителей канте хондо, целью которого было пересмотрение взглядов на это песенное искусство, находящееся в упадке. Конкурс проходил два дня - 13 и 14 июля 1922 года в Гранаде, средства на проведение мероприятия выделил муниципалитет города, а председателем жюри был Антонио Чакон. Конкурсанты боролись за приз в 8500 песет. Победителем стали Диего Бермудес (Эль Тенасас) и Маноло Караколь. Второе место разделили Кармен Салинас, Хосе Солер, Фраскито Йербабуэна. Третье и четвертое - Ла Гаспача, Кончита Сьерра и Ла Гойита. Среди гитаристов победителями стали Хосе Куэльар и Ниньо де Уэльва.

Количество городов Испании, охваченных фламенко, растет. Фламенко, однако, терпит качественные изменения, чтобы занять театральные площадки и арены для боя быков. Этот период, начавшийся во второй половине 20 века, известен как расцвет оперы фламенко. Это название было придумано хитрыми импресарио как ловкий коммерческий ход, позволявший заметно снизить размер налогов. Фламенко сопровождается оркестровыми аранжировками, в представлении сочетаются элементы различных стилей - испанский фольклор и латиноамериканские мотивы. Фламенко становится искусством для широкого круга зрителей. Нинья де лос Пейнес, Пепе Пинто, Мануэль Торре, Маноло Караколь, Эль Ниньо Глориа, Анхелильо, Мануэль Вальехо, Хосе Сеперо, Ла Нинья де Ла Пуэбла, Хуанито Вальдеррама - известные исполнители этого периода.

Формат исполнения фламенко, заданный театральными рамками, способствует так называемой эмансипации гитары и появлению соло для гитары, которая до этого момента была лишь элементом аккомпанемента песне и танцу. Среди известных гитаристов той эпохи стоит назвать Луиса Янсе, Рамона Монтойя, Маноло де Уэльва, Хавьера Молину, Мигеля Борруля, Ниньо Рикардо, Сабикаса...

(С) http://www.flamencoclub.ru/?action=Page&ID=129
_________________
танцы, английский язык, знакомства
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Танцы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group

Igloo Theme Version 1.0 :: Created By: Andrew Charron