Добавлено: Сб Дек 02, 2006 1:58 am Заголовок сообщения: Пятая психологическая функция Юнга.
Юнг в своей работе «Психологические типы» определяет четыре психологических функции: мышление, эмоции, ощущение, интуицию и соотносит их с четырьмя стихиями: материей, энергией, пространством и временем. Гений Юнга заставляет обращаться к себе снова и снова, когда возникает необходимость составить новую психологическую типологию. Но часто исходят из уже случившихся типологий, т.е. уже априорно признавая результаты, полученные например соционикой, типологией Майерс-Бриггс или психе-йогой. А если внимательно порыться в Юнге, можно много интересного откопать. В 11-ой главе «Психологических типов», давая определение понятию «символ», Юнг упоминает о «трансцендентной функции». Юнг отличает эту «трансцендентную функцию» от основных психологических функций тем, что ей соответствуют некоторые свойства других функций (т.е. она не является «чистой» самостоятельной функцией). У меня возникло желание «идентифицировать» эту самую «трансцендентную функцию». Начал я со стихий. Их пять. В разных традициях. А Юнг в своих исследованиях затрагивает и стихии. Появляется явная необходимость в пятой стихии (функции). Так у меня появилось «сознание» как стихия и соответственно «опыт» как психологическая функция. То самое «сознание», которым определяется бытие. Опыт я разделил на интровертный: знание, информация, эрудиция и экстравертный: жизненный опыт, воспитание, культура поведения, этикет, умения, навыки. Всё по Юнгу: действительно эта «трансцендентная функция» имеет некоторые отличительные и сходные признаки с другими «основными» функциями Юнга. «Сознание» как феномен находится вне материи – пространства – времени – энергии, оно обладает отличной от перечисленных понятий природой. Действительно, цепочка: материя – пространство – время – энергия – сознание воспринимается более полно. Почему я просто не отнёс пару информация – навык просто к ещё одной дихотомии? Дихотомия предполагает наличие одного и отсутствие другого (например, квестимность и деклатимность) и является простым явлением, психологическая же функция – явление сложное и в двух вертностях проявляется у каждого человека. Ясно что и информация и навык – свойство каждого человека в той или иной степени, так же ясно что приоритет одного говорит о вторичности другого. Так же очевидно бесспорна и сложность «опыта» как явления. Всё это явно доказывает, что «опыт» - пятая, не названная «трансцендентная функция» Юнга. _________________ Я человек, следовательно мне принадлежат все мои "следовательно".
Добавлено: Вс Дек 03, 2006 4:16 am Заголовок сообщения: Re: Пятая психологическая функция Юнга.
Андриян писал(а):
Почему я просто не отнёс пару информация – навык просто к ещё одной дихотомии? [.....] Ясно что и информация и навык – свойство каждого человека в той или иной степени, так же ясно что приоритет одного говорит о вторичности другого.
cкорее всего, автор имеет в виду как-бы-дихотомию знания/умения,
но ведь она вполне соответствует соционическим БЛ и ЧЛ _________________ Sed tamen potest esse totaliter aliter
Саша Солёный
Хорошо, а знание симфонии Шостаковича или умение не паниковать в экстренной ситуации - это тоже БЛ и ЧЛ??? "Опыт" - функция всеобъемлющая, именно о её существовании подозревал Юнг. _________________ Я человек, следовательно мне принадлежат все мои "следовательно".
Хорошо, а знание симфонии Шостаковича или умение не паниковать в экстренной ситуации - это тоже БЛ и ЧЛ???
Знание симфоний Шостаковича и др. - БЛ, БИ, БЭ, умение исполнять эти симфонии доступными средствами - ЧЛ, ЧС, ЧЭ, ЧИ.
Знание теорий о том, что делать и как не паниковать в экстренных ситуациях - БЛ плюс других понемногу; умение не паниковать в таких ситуациях - ЧЛ, ЧС, ЧИ. ”Дарий, отец Ксеркса, говорил в похвалу себе, что в битвах и перед лицом опасности он становился только разумнее”. Присаживался на камешек и начинал записывать рождающиеся мудрые мысли (-:
Андриян писал(а):
"Опыт" - функция всеобъемлющая, именно о её существовании подозревал Юнг.
...но не хватило ему чего-то, зато у Вас этого хватит.
Создавайте новую типологию, раз такое дело, тогда и посмотрим, что получилось. _________________ Sed tamen potest esse totaliter aliter
Добавлено: Пн Дек 04, 2006 3:20 am Заголовок сообщения:
Мне кажется, опыт - это просто наполнение соответствующих функций.
Хотя что-то в этом есть... потому что "бывалость" ("тертость") не у всех приходит с опытом. В этом есть что-то и от изначального типа личности, некоторые дети уже в детсаду выглядят более тертыми, чем их сверстники, хотя опыт у всех одинаковый
И действительно такое ощущение, что у "бывалости" есть какой-то антагонизм с "сознанием" - я во всяком случае ни разу не видела "бывалого" интеллектуала, хотя многие интеллектуалы имеют много практических знаний и даже практической смекалки (больше, чем иные "бывалые" субъекты).
Я бы еще сказала навскидку, что бывалость как-то связана с психологическим возрастом. В "бывалом" рано исчезает ребенок, в "мыслителе" - не исчезает до старости.
И еще пожалуй это связано с открытостью новому опыту. Мыслитель больше обучается, чем живет, бывалый - уже все понял, и пользуется знаниями в практической жизни.
Но это все мои туманные соображения, может быть, Андриян вовсе не это имеет в виду.
Саша Солёный
Знание симфонии, в смысле нот - БЛ???
Как-то притянуто у Вас. Соционика и правда человека не объясняет. Здесь я бы не хотел вообще соционики касаться, давайте исходить из Юнга. Я не собираюсь создавать новой типологии - это первое. Юнг - гений, а я - дилетант, это второе. И если гений чего-то додумал не до конца - это вообще естественно, ничего до конца никогда додумать нельзя, это третье. И последнее - моя пятая функция - вероятнее всего заблуждение, но если не искать, то и не найдёшь.
YTPO.
Всё верно, нельзя всё поверять соционикой!
Цитата:
Всем всего никогда не хкатит: всех много, а всего мало!
Magenta
Вы всегда думаете в схожем со мной направлении! Это так льстит...
Как Вы здорово загнули про тёртость! Я имел ввиду не совсем это, но то что Вы говорите тоже вполне верно. Вот под "сознанием" я в некоторых случаях подразумеваю более широкое понятие (чем сознание человека). А Ваши последующие рассуждения заслуживают снимания шляпы с этими долгими мушкетёрскими размахиваниями... "Бывалость" и "интеллектуализм" - чёрный и белый опыт с Вашей подачи - это абсолютно явная пятая самостоятельная функция. Я подавал опыт неувереннее Вас, у меня идея не выглядела так завершённо. Спасибо, Вы придали мне уверенности.
Цитата:
Мне кажется, опыт - это просто наполнение соответствующих функций.
Не совсем так. "Информация" носит самостоятельный характер, как и "навык". Я не смогу этого доказать, мне так говорит моя интуиция, Ваше право ей не доверять. Ну вот например этикет: умение пользоваться на светском приёме кучей вилок-ложек-ножей-тарелок - это не отнести ни к одной из функций. Или например знание всех президентов США - это не белая логика, белая логика - это последовательная связь логических суждений. А "опыт" - функция иррациональная, так же как ощущения и интуиция. _________________ Я человек, следовательно мне принадлежат все мои "следовательно".
Андриян
Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но я бы связала сооотношение "сознание-опыт" у человека с процентным отношением между нейронами и соединениями между нейронами в его мозгу. То, что я скажу, очень приблизительно, это еще малоисследованная область, но может быть, вам окажется полезным.
Это соотношение у людей очень разное, причем с возрастом становится меньше нейронов, и больше - соединений между ними. "Опыт" соотвествует образованию новых соединений (то есть структур поведения) и гибели "лишних" нейронов (видимо, тех, которые не вписываются в практическую программу). А "сознание" (т.е. способность постигать мир) зависит от количества нейронов (ячеек памяти).
"Бывалый" ИМХО соответствует калькулятору : обучаемость новому никакая, зато никаких сложностей и глюков. Или лучше сказать, будущий "бывалый" уже с детства имеет мозг с тенденцией быстро образовывать новые жесткие связи и выбраковывать лишние нейроны. Обучение поэтому происходит быстро, и психологическая взрослость приходит рано.
Но зато нет никакой гибкости при смене ситуации. Например, бывалый светский человек может великолепно пользоваться ножами и вилками на светском приеме. Но отправь его к китайцам, он будет дурак дураком. Правда, скажет, что это китайцы придурки , так как ввиду жесткости программы бывалый просто не может посмотреть на вещи в другом ракурсе.
А какой-нибудь рассеянный профессор на приеме может запутаться в разных вилках : потому что у него нет жестко зашитой в мозгу программы, он каждый раз задачу решает наново. Зато у китайцев он быстро сообразит, что к чему - потому что никакой жесткой программы поведения за столом у него нет, у него есть гибкая программа с большим количеством свободных ячеек памяти.
С экстремальными ситуациями та же фишка. Бывалый очень хорошо в них действует, быстро и эффективно, но только в одном типе ситуаций. А "сознательный" с одной стороны почти всегда сначала растеряется - но с другой стороны, может выпутаться из очень сложных и неожиданных переплетов.
Причем я бы сказала, что эта дихотомия может распространяться на все соционические аспекты : любой аспект может существовать в режиме обучения, постижения соответствующей сферы бытия (сознание) или работы в жестко запрограммированном режиме (опыт). Может быть, именно это дает разделение на интровертный и экстравертный подтип в одном типе ?
Скажем, бывалый базовый БЭ будет морализовать, бороться за свои моральные понятия. Или использует БЭ для установления хороших отношений с окружающими.
Базовый БЭ постигающего типа будет заморачиваться разбором разных сложных и неоднозначных моральных ситуаций. Или моральных взглядов разых людей.Например писатель Драйзер - это вариант "постигающего" ЭСИ, писатель Достоевский - это "постигающий" ЭИИ.
Бальзак - "бывалый" будет зарабатывать на жизнь предсказанием тенденций на бирже Бальзак "постигающий" будет философствовать на темы прошлого и будущего (часто без всякого практического выхода).
Юнг в своей работе «Психологические типы» определяет четыре психологических функции: мышление, эмоции, ощущение, интуицию и соотносит их с четырьмя стихиями: материей, энергией, пространством и временем.
Ай маладца!!! Юнга в комиксах изучаем? _________________ In My Humble Opinion
Мне кажется, опыт - это просто наполнение соответствующих функций.
Хотя что-то в этом есть... потому что "бывалость" ("тертость") не у всех приходит с опытом. В этом есть что-то и от изначального типа личности, некоторые дети уже в детсаду выглядят более тертыми, чем их сверстники, хотя опыт у всех одинаковый
И действительно такое ощущение, что у "бывалости" есть какой-то антагонизм с "сознанием" - я во всяком случае ни разу не видела "бывалого" интеллектуала, хотя многие интеллектуалы имеют много практических знаний и даже практической смекалки (больше, чем иные "бывалые" субъекты).
Я бы еще сказала навскидку, что бывалость как-то связана с психологическим возрастом. В "бывалом" рано исчезает ребенок, в "мыслителе" - не исчезает до старости.
И еще пожалуй это связано с открытостью новому опыту. Мыслитель больше обучается, чем живет, бывалый - уже все понял, и пользуется знаниями в практической жизни.
Но это все мои туманные соображения, может быть, Андриян вовсе не это имеет в виду.
То что ты описываешь - дихотомия "сенсорика-интуиция" _________________ In My Humble Opinion
Андриян
Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но я бы связала сооотношение "сознание-опыт" у человека с процентным отношением между нейронами и соединениями между нейронами в его мозгу.
У Густавича это было связано с порогами возбуждения кажись, цитату искать лень, где-то ближе к концу кажись... оно и есть "сенсорика-интуиция". Ну хотя у Густавича с примесью экстра-интра конечно Но это - совсем другая сказка _________________ In My Humble Opinion
Добавлено: Ср Янв 10, 2007 1:58 am Заголовок сообщения:
Тут не о пятой функции говорить надо, а о том, что не все в человеке сводимо к аспектам. _________________ В Дон Кихоты я просился чуть попозже,
И хотел бы навсегда остаться им!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах