День добрый!
Существуют методики выявления механизма слияния?
Я пишу дипломную работу на тему"слияние,как защитный механизм обусловленный незавершенной ситуацией родитель ребенок" Теоретическую часть собрала,а с исследованием возникло затруднение..не знаю на что ссылаться....мое знакомство с "слиянием" случилось только через самоанализ....
Спасибо.С Уважением,Хлоя
Хлоя, я тоько самые простые признаки знаю - частое повторение местоимения "мы", большое количество времени проводимое вместе.
Из всех направлений механизм слияния больше всего гештальт изучает. Наверное по статьям оттуда и есть смысл поискать про методики выявления.
Вот поискал в Гугле:
----------------------------------------------------------------
Елена Буевич
1. СЛИЯНИЕ
«Не плачь!» «Не кричи!» «Не топай ногами!» «Не расстраивайся!», «Неужели тебе нравится эта гадость?!», а другими словами - «Не чувствуй и не делай!». Если вы слышали это от мамы слишком часто, то наверняка многому научились. Например, тому, что безопаснее чувствовать то, что положено, а не то, что есть на самом деле. В результате, человек утрачивает собственную границу и не отличает, какие потребности являются его собственные, а какие – лишь отражение партнера.
«Я не знаю, чего хочу» - характерное ощущение человека с ведущим механизмом слияния. Нормальный контакт при таком симбиозе невозможен. Для наглядности, представьте себе, что разглядываете полотно Ренуара, уткнувшись в него носом. Чтобы увидеть картину, от нее, как минимум, придется отойти. Надо сказать, что на первом этапе, все влюбленные находятся в слиянии: «ты такой же, как я». Проблемы возникают, когда обнаруживаются отличия. Если у одного из них ведущий механизм – слияние, то обнаружение в любимом инакости желаний, выборов, настроения равносильно для него отвержению. В результате - обиды и необоснованные претензии. А собственные желания, отличающиеся от желаний партнера, сопровождаются у такого человека чувством вины. Нетрудно себе представить, что слияние – великолепная основа для психологической зависимости от партнера.
----------------------------------------------------------------
Булюбаш
1. Механизм слияния. “Фигура” потребности не выделена.
А. Клиент не способен выделить “фигуру”, не знает чего хочет, пытается вовлечь терапевта в свою систему, из которой не видит выхода. “Инфицированный терапевт” испытывает бессилие и беспомощность, не понимает с чем работает и не помогает клиенту выделять фигуру. В запросе терапевта к супервизору все же звучит “не понял с чем работал...”
Б. Терапевт и сам склонен к слиянию, ему трудно выйти за границы клиентской системы, “посмотреть” на взаимодействие с клиентом со стороны, определить свои границы, нарушено гибкое функционирование контакт-границы (контакт-уход)
Стратегии супервизора.
В первом случае, супервизор обращает внимание терапевта на то, что хотел от него клиент, стимулируя способность терапевта, распознавать “безграничность”, вырабатывать с клиентом терапевтический запрос, а также способность выхода за границы клиентской системы отношений.
Во втором случае, в супервидении стоит сфокусироваться на способности терапевта сознавать свои границы и гибко двигаться в системе “контакт-уход”. Для этого супервизор д.б. и сам свободен приближении-отдалении. Здесь же - развитие способности к формированию супервизорского запроса, поскольку “безграничный” терапевт так же как и клиент не может его сформулировать.
Особенности позиции супервизора.
Способность поддерживать свои границы в системе супервизор-терапевт, быть свободным в сближении и дистанцировании.
----------------------------------------------------------------
Слияние (конфлюэнция). При включении механизма слияния человек перестает разграничивать "я" и "не-я", он находится в слиянии с окружающим миром. В такой ситуации невозможно определить, где собственные чувства и желания, а где чувства и желания другого, где я, а где ты. Так, в семьях бывает настолько близкая связь ее членов, что любые индивидуальные различия и проявления игнорируются, возникает недифференцированная семейная эго-масса.
Между тем каждый человек в своей жизни неоднократно попадает в слияние, которое не является патологическим. Например, грудной ребенок находится в симбиозе-слиянии с матерью, влюбленный человек - в слиянии со своим возлюбленным, творец - с создаваемым им произведением и т. д. Если же этот механизм становится стилевым, устойчивым способом поведения, то человек постоянно находится в ситуации отсутствия границ между собой и окружающим миром. Узнать такого человека можно по часто используемому местоимению "мы". В групповой терапевтической работе такой клиент говорит от лица всей группы: "Мы не хотим говорить об этой проблеме, нам скучно". Слияние в "мы" - это бегство от ответственности, от необходимости принятия собственных решений. К патологическому слиянию приводит и тоталитарный режим управления, когда люди сливаются в однородную массу "мы", а их личные интересы повсеместно заменяются на общественные. Механизмом слияния объясняются желания людей вступать в различные общества (профессиональные, общественные, политические и т. п.). Основная психотерапевтическая работа с пациентами, находящимися в патологическом слиянии, связана с построением личных границ с окружающим миром с помощью процесса сепарации и индивидуации. В связи с этим пациент в гештальт-терапии обязан высказываться только от первого лица. _________________ танцы, английский язык, знакомства
Основной целью гештальттерапии является разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости, т.е. умения находить источники поддержки в самом себе. Для этого человек должен пройти несколько этапов развития самосознания от первого уровня – "клише" – до последнего – "внешнего взрыва" – проявления истинного Я.
Циля, очень актуальное направление психологии, на мой вгляд. В частности, мне интересно, какие внешние признаки выделяет гештальт, которые характерны для зрелого человека (кроме отсутствия этих защитных механизмов)? И если можно, поподробнее про "внешний взрыв"...
Последний раз редактировалось: X-ray555 (Чт Апр 05, 2007 3:33 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
А психологическая зрелость чем качественно лучше психологической незрелости? Так ли уж "зрелый" чувствует себя лучше "недозрелого"???
Незрелой личности кажется, что она свободна, из-за того, что она не видит истиных препятствий. Зрелая личность знает, что она свободна, потому что для нее этих препятствий не существует. Пофилософствуем на тему, почему истина лучше, чем иллюзия?
Я считаю, что говорить о психологической зрелости взрослого человека, как минимум, наивно. Только самовлюбленный человек (не в обиду Перлзу будет сказано) может считать ближнего незрелым в сравнении с собой
Констатация факта незрелости не имеет отношения к самовлюбленности, если построена на тщательном анализе и большом объеме информации.
А вот если попадается человек, который ну просто напрашивается "слиться", и сердится, что я его "не беру", то как быть? Я-то ведь знаю, что ничего хорошего не выйдет, есть кое-какой опыт, и знаю, сколько будет потом проблем, но человек в принципе не чужой, и помочь ему хочется как-то?
Пока я ничего не придумала, кроме увеличения дистанции - "для твоего же блага, детка!" Но на душе как-то противненько...
Добавлено: Пн Июн 18, 2007 7:31 am Заголовок сообщения:
Цитата:
мне интересно, какие внешние признаки выделяет гештальт, которые характерны для зрелого человека (кроме отсутствия этих защитных механизмов)?
я не Циля, но скажу
скорее всего это просто признаки, и их четрые:
присутствие (здесь и сейчас, соображать что происходит между нами)
включенность(в процесс непрерывности, инпут, догадка, что происходит)
приверженность (находится на стороне собеседника, или же если чел один, то идентифицировать себя полностью)
самораскрытие(развитие чувств)
Добавлено: Ср Июн 20, 2007 8:35 am Заголовок сообщения:
Цитата:
Я-то ведь знаю, что ничего хорошего не выйдет, есть кое-какой опыт, и знаю, сколько будет потом проблем, но человек в принципе не чужой, и помочь ему хочется как-то?
Пока я ничего не придумала, кроме увеличения дистанции - "для твоего же блага, детка!"
скорее всего за этим стоит некоторый неперевареный опыт (интроект) и если покопаться в себе, то можно выявить внутренний конфликт между субличностями
Цитата:
на душе как-то противненько
о, если это развернуть, то можно найти целую радугу чувств _________________ А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться (с)
Я-то ведь знаю, что ничего хорошего не выйдет, есть кое-какой опыт, и знаю, сколько будет потом проблем, но человек в принципе не чужой, и помочь ему хочется как-то?
Пока я ничего не придумала, кроме увеличения дистанции - "для твоего же блага, детка!"
скорее всего за этим стоит некоторый неперевареный опыт (интроект) и если покопаться в себе, то можно выявить внутренний конфликт между субличностями
Цитата:
на душе как-то противненько
о, если это развернуть, то можно найти целую радугу чувств
Да, опыт есть, и именно что непереваренный. И даже с этим же человеком, но сто лет назад. Но не переваривается никак, вот беда-то, что я только с ним не делала! (с опытом, разумеется). Не подскажешь, что еще можно сделать?
Добавлено: Пт Авг 31, 2007 11:10 am Заголовок сообщения: Соображения по теме
Кстати, кроме Перлза. После него (простите, не знаю, кто, но описание можно найти и у Польстеров) ввели еще как минимум (больше не знаю) один механизм - это дифлексия. Дифлексия характеризуется отклонением человека от контакта. Когда в ответ на ваш конкретный вопрос вы выслушиваете миллион замечаний_ни_о_чём.
Конечно, как было указано выше, означенные механизмы можно использовать и на пользу. Кстати, о слиянии: цикл контакта невозможен без слияния. Чтобы он - контакт - был полноценным, слияние на определенном этапе необходимо. Другое дело, что это должен быть этап в цикле, но не замена цикла. После слияния хорошо рассоединение и наступление того блаженного времени - на переванивание полученного.
Интроекция необходима, когда ребенок растет. Многое просто невозможно передать ребенку иным путем. Другое дело, как это делать так, чтобы в дальнейшем человек мог уже самостоятельно выбирать - где можно, а где нельзя? Но это уже другой вопрос.
Ну и так далее.
О критериях зрелости. На мой взгляд, зрелый человек - это не тот, у кого НЕТ защитных механизмов (по-моему, это невозможно). А тот, кто не использует их, руководствуясь невротическими потребностями. Тот, кто отдает себе отчет в своих действиях - пусть часто после того, как, но тем не менее.
И еще ремарка: гештальт говори о том, что эти механизмы препятсвуют самопознанию, саморазвитию и пр. Но есть теории (пусть та же Анна Фрейд), которые говорят о том, что развитие защитных механизмов - это нормальный этап в развитии личности, и эти механизмы обслуживают опредленные возрастные (а потом и не только) потребности. И их нельзя исключать из истории жизни и развития человека.
Другое дело, что надо с ними (как и с Я в целом) выстраивать некие отношения, которые будут нести пользу личности и обществу. Простите за пафос, но это так
Добавлено: Вс Сен 16, 2007 11:08 am Заголовок сообщения: Re: Соображения по теме
Light писал(а):
Кстати, кроме Перлза. После него (простите, не знаю, кто, но описание можно найти и у Польстеров) ввели еще как минимум (больше не знаю) один механизм - это дифлексия. Дифлексия характеризуется отклонением человека от контакта. Когда в ответ на ваш конкретный вопрос вы выслушиваете миллион замечаний_ни_о_чём.
Еще есть профлексия и эготизм. А еще есть различные виды проекций.
Light писал(а):
Конечно, как было указано выше, означенные механизмы можно использовать и на пользу.
Если они осознаны, т.е. если человек знает, что именно и для чего он делает.
Light писал(а):
Кстати, о слиянии: цикл контакта невозможен без слияния. Чтобы он - контакт - был полноценным, слияние на определенном этапе необходимо.
Мне кажется, не совсем так. При слиянии контакт-границы* обоих слитых размываются, проникают друг в друга, так что становится неясно, где - чье. При хорошем контакте две личности встречаются воими контакт-границами, не нарушая пространства друг друга.
Приходит на ум только один пример здравого слияния в контакте: это слияние в экстазе, когда действительно непонятно, где чья рука или нога, после чего и происходит наступление
Light писал(а):
...того блаженного времени - на переванивание полученного.
Light писал(а):
Интроекция необходима, когда ребенок растет. Многое просто невозможно передать ребенку иным путем. Другое дело, как это делать так, чтобы в дальнейшем человек мог уже самостоятельно выбирать - где можно, а где нельзя? Но это уже другой вопрос.
Обеими рукаи - ЗА.
Light писал(а):
И еще ремарка: гештальт говори о том, что эти механизмы препятсвуют самопознанию, саморазвитию и пр. Но есть теории (пусть та же Анна Фрейд), которые говорят о том, что развитие защитных механизмов - это нормальный этап в развитии личности, и эти механизмы обслуживают опредленные возрастные (а потом и не только) потребности. И их нельзя исключать из истории жизни и развития человека.
Так оно и есть. На каком-то этапе развития они были необходимы для выживания личности. Но этап закончился, обстоятельства поменялись... а защиты остались, как шкурка кокона, присохшая к крыльям бабочки. А так как человек постоянно приспосабливается к новым обстоятельствам и ситуациям, вырабатываются новые механизмы защиты, нарастает "луковая шелуха" неврозов.
*Термин "контакт-границы" употребляю несколько неортодоксально, т.к. не удовлетворен обоими вариантами перевода термина "contact boundary" _________________ Знал бы карму - жил бы в Сочи (с)М.Успенский
Часовой пояс: GMT + 3 На страницу Пред.1, 2, 3След.
Страница 2 из 3
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах