Добавлено: Пн Мар 26, 2007 8:51 am Заголовок сообщения: Не надо проституировать свою религию
Статья, написанная mcandreev для сообщества carians в ЖЖ. Мне она показалась очень интересной.
«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен кидаться камнями» (китайская пословица)
Наверное, пришла пора поговорить о религиозных чувствах и об их оскорблении. Эта тема настолько часто стала всплывать в российских и западных СМИ, что, видимо, есть в ней сегодня особая острота и актуальность.
Ясно, что святотатство или богохульство «просто так», из хулиганских побуждений, не могло бы ни приобрести такие масштабы, ни получить такой резонанс.
Видимо, по каким-то достаточно важным причинам, оскорбление религиозных чувств, стало институциональным явлением, имеющим глубокий политический смысл как для тех, кто (мнимо или реально) оскорбляет чьи-то чувства, так и для тех, чьи чувства (мнимо или реально) оказываются оскорблены.
Что ж, попробуем в этих причинах разобраться.
В начале приведу четыре личных наблюдения.
1. Я часто вижу публичное глумление секулярных сообществ над символами католицизма, ислама, православия, и гораздо реже – над символами, общими для всех христиан.
Я ни разу не замечал, чтобы секулярные сообщества глумились над символами буддизма, индуизма, язычества и даосизма. Зато над этими религиями и над свободными течениями в христианстве, публично глумятся апологеты католицизма, ислама и православия.
2. Я часто вижу публичные манифестации католиков, мусульман и православных. При этом священные символы выставляются на всеобщее обозрение и вокруг них проводят действия, содержащие явный рекламный посыл, обращенный ко всему обществу.
Я ни разу не видел, чтобы публичные манифестации такого рода совершали последователи буддизма, индуизма, язычества, даосизма или члены либеральных христианских общин. Праздники, которые приняты в этих религиях, как правило, носят светский характер и не содержат навязчивой демонстрации священных символов.
3. Я регулярно нахожу в прессе агрессивные, экстремистские призывы адептов католицизма, ислама и православия, направленные против хулителей их святынь и «врагов церкви», «врагов Христа» или «врагов ислама».
Я ни разу не видел подобных призывов со стороны адептов буддизма, индуизма, язычества, даосизма или либерального христианства. Острая реакция у них возникает лишь тогда, когда их лишают права свободно исповедовать свою религию наравне с другими, или когда оскверняются либо разрушаются места их культовых действий.
4. В католицизме, исламе и православии существует нечто вроде священного вандализма по отношению к почитаемым объектам других религий. Жажда разрушать «языческие капища» и «церкви еретиков» возводится в ранг религиозных добродетелей. В католицизме и православии жития святых содержат героизированные описания актов вандализма в отношении языческих храмов. В исламе ритуальный вандализм в отношении изображений трех языческих богинь является составной частью ритуального поклонения Каабе (хаджа).
В буддизме, индуизме, язычестве, даосизме и либеральном христианстве любые акты такого рода наоборот, осуждаются, а почтение к высшим силам (как бы их не называли) считается достойным уважения или, во всяком случае, доброжелательного понимания. В некоторых из этих религий допускается даже инклузивизм – включение «чужих» божеств и героев, как почитаемых лиц, в собственные культовые практики.
5. Оскорбление религиозных чувств католиков, мусульман и православных бывает двух видов:
а) Косвенное – когда, например, в образовательной литературе появляются данные, несовместимые с вероучением, или когда публично демонстрируются изображения людей или предметов, или проводятся театрализованные постановки, или публикуются произведения, которые, с точки зрения какого-либо вероучения, недопустимы.
б) Прямое – когда, например, публикуются карикатуры на пророка Магомета, или проводятся выставки пародий на ортодоксально-христианские таинства, или когда снимаются видеоклипы, где образы почитаемых святых используются в извращенных сексуальных действиях, или когда демонстративно оскверняются репродукции икон либо листы с текстами из корана.
При этом первая волна «процессов о богохульстве» была связана с реакцией на косвенные оскорбления («Сатанинские стихи» Рушди - для мусульман, «Последнее искушение Христа» Скорцезе - для католиков).
Вторая волна возникла несколькими годами позже.
После этих наблюдений, я попытаюсь сделать некоторые выводы.
Вывод 1. Институциональное оскорбление религиозных чувств практикуется только в отношении тех конфессий, которым свойственно проституировать себя (т.е. предельно ярко выставлять напоказ свою культовую практику с целью приобщения к этой практике всего общества).
Вывод 2. Идея институционального оскорбления религиозных чувств подсказана самими оскорбляемыми, поскольку исходно они начали проституировать эти оскорбленные чувства в той ситуации, когда собственно оскорбления не было (было просто отсутствие учета требований их священных текстов в вопросах, где такой учет по здравому размышлению и не требуется).
Вывод 3. Институциональное оскорбление религиозных чувств морально оправдано тем, что вероучения оскорбляемых применяют двойные стандарты. Они одобряют вандализм в отношении религиозных символов иноверцев и при этом требуют от всех безоговорочного почтения к своим символам. Ясно, что такое сочетание практики и требований является неприемлемым для свободного общества.
Вывод 4. Институциональное оскорбление религиозных чувств является естественной ответной мерой свободного общества, защищающего свои ценности от агрессивных форм навязывания проституируемых вероучений и их религиозных символов.
Эта мера тем более входит в обиход современного общества, чем более растет понимание легкости, с которой можно нанести тяжелейшие оскорбления католикам, мусульманам и православным, не нарушая при этом никаких светских норм общественного порядка.
Популярность изощренных прямых оскорблений чувств верующих этих религий будет тем выше, чем больше будут проституироваться священные символы соответствующих религий и чем острее будет реакций адептов этих религий на подобные оскорбления.
Что можно посоветовать тем верующим, которые действительно испытывают моральные страдания из-за того, что почитаемые ими предметы, образы или обряды подвергаются публичному глумлению?
Только одно: брать пример с тех религий, в символы которых не подвергаются таким манипуляциям.
Вы замечали, что практически в любом городе Европы есть множество китайских и индийских магазинчиков, торгующих культовыми предметами, изображениями будд, даосов и божественных персон индийских религий, амулетами фэн-шуй и гадальными принадлежностями и-цзин?
Никому не приходит в голову провести с этими объектами что-то наподобие скандально известной выставки «Осторожно, религия!» (где проводилось демонстративное глумление над репродукциями икон, крестной жертвой и таинством причастия). И понятно почему: в отношении символов буддизма, даосизма или вишнуизма это будет выглядеть глупо и неинтересно. Да и никакого общественного резонанса не получится: последователи этих религий просто пожмут плечами и скажут: «ну что взять с дураков?».
Никому не приходило в голову рисовать карикатуры с целью оскорбить почитателей Будды Гаутамы или Лао Цзы. Заранее известно, что ничего эпатажного из этого не выйдет: буддистам и даосам сами смеются над хорошими шутками в отношении обожествленных основателей своих религий - основатели это не запрещали. Истории о буддах и даосах полны здорового народного юмора.
И вот что, по-моему, надо усвоить католикам, мусульманам и православным: никто и никогда не сможет добиться уважения к своим святыням и обычаям, если не научится уважать святыни и обычаи других. _________________ If all fails, try hedgehog. Hedgehog never fails.
Добавлено: Пн Мар 26, 2007 10:25 am Заголовок сообщения:
Где-то читал интересное исследование, в котором показывалось, что Иегова и Яхве - трансформация египетского бога Сета. Очень интересный выводы из этого можно сделать в отношении религий, и в отношении уничтожения христианством язычества, причем такого уничтожения полного, что мало кто вообще что-то знает о той религии и культуре, которые были на Руси тысячи лет до христианства.
Добавлено: Пн Мар 26, 2007 10:56 am Заголовок сообщения:
Человек стремится принадлежать к какому-либо сообществу, чтобы почувствовать себя защищенным. От разных угроз.
Я вполне отделяю веру в Бога от религии. Об этом много уже написано и сказано.
С моей точки зрения, далеко не уникальной, религия и религиозные институты - церкви разных названий - используют веру в двух основных целях. Первая - развитие самого института. Второе - несение своего представления о Боге в широкие "темные" массы. Можно считать, что второе - прикрытие первого. Я так не считаю. Именно поэтому я уважаю церкви и религии любых направлений. В них есть позитивное зерно. Наживаемый на этой позитивной деятельности капитал меня не волнует. Это - личное дело души каждого религиозного служителя.
Взаимные нападки разных религиозных конфессий - конкурентная борьба. Не за души, но за капитал. Душа не принадлежит религии. Душа принадлежит Богу. Я осуждаю межконфессиональную борьбу. Разделение верующих по частным, не имеющим отношения к вере, признакам только на руку темным силам. Поскольку злоба, агрессия, ненависть не может нести созидательного зерна.
Мне представляется, я так ощущаю, что ни одна из мировых религий до сих пор не подошла вплотную к пониманию мироустройства. Они как слепые мудрецы ощупывают слона с разных сторон... Тем не менее, их деятельность на благо. Они говорят о необходимости думать не только и не столько о хлебе насущном. Рано или поздно это приведет к успеху. Хотелось бы пораньше... _________________ Я - не Ты
Добавлено: Пн Мар 26, 2007 11:24 am Заголовок сообщения:
burger
Цитата:
Взаимные нападки разных религиозных конфессий - конкурентная борьба. Не за души, но за капитал. Душа не принадлежит религии.
Увы. И за души - тоже!
Все что описано в статье коротко можно выразить так:
- Молодые религии - Христианство и Ислам - построенны
на политике агрессивного миссионерства.
- Старые религии - Индуизм, Авеста, Буддизм, Синтоизм, Иудаизм и т.д. - миссионерством не занимаются. А в Иудаизме, например,
миссионерство - ЗАПРЕЩЕНО. _________________ Стрельба из лука учит нас,
как надо искать истину.
Когда стрелок промахнётся,
он не винит других, а ищет вину в самом себе.
.................................................Конфуций
Добавлено: Вт Мар 27, 2007 3:43 pm Заголовок сообщения:
Почему сказать, что Дева Мария была шлюхой- это оскорбление чьих то там чувств, а назвать Ленина политической пароституткой- не оскорбление чувств коммунистов???
Нельзя оскорблять человека. А вот его убеждения вполне могут быть осмеяны. Ничего в этом плохого нет, по-моему.
Добавлено: Вт Мар 27, 2007 6:14 pm Заголовок сообщения:
Небольшое дополнение - не от меня, а от автора. Его попросили привести примеры, и он их привел.
Участник обсуждения:
Наблюдения лучше бы дополнить примерами (особенно пункты 2 и 3).
Автор статьи:
Возможно, Вы правы.
3. Агрессивные, экстремистские призывы адептов католицизма, ислама и православия, направленные против хулителей их святынь и «врагов церкви», «врагов Христа» или «врагов ислама».
Это, к примеру:
- Непотребное поведение адептов католицизма и православия в отношении фильмов "Последнее искушение Христа" и "Код да Винчи",
- Отвратительная ложь кардинала Поля Пупара (советника Ватикана по культуре) касательно отношения секулярного европейского общемства к христианам.
- Мерзкая акция адептов православия вокруг центра индийской культуры в Москве (из-за которого центр так и не будет построен)
- Возмутительный акт вандализма в центре им. Сахарова и еще более возмутительные экспертные заключения, фигурировавшие на суде над Самодуровым.
- Фетва в отношении Салмана Рушди (автора "Сатанинских стихов")
4. В католицизме, исламе и православии существует нечто вроде священного вандализма по отношению к почитаемым объектам других религий. Жажда разрушать «языческие капища» и «церкви еретиков» возводится в ранг религиозных добродетелей. В католицизме и православии жития святых содержат героизированные описания актов вандализма в отношении языческих храмов. В исламе ритуальный вандализм в отношении изображений трех языческих богинь является составной частью ритуального поклонения Каабе (хаджа).
Самый простой пример:
- множество православных и католических храмов, возведенных поверх предварительно разрушенных языческих культовых построек. Те, кто разрушал древние святилища, ныне канонизированы именно за эти действия.
- сожжения "еретических и языческих книг" - практикуется до сих пор. К сожалению, эту безобразную практику заимствовали и некоторые протестантские церкви.
- ритуальное разрушение изваяний будды Шакьямуни в Афганистане при талибах.
- ритуал забрасывания камнями стел, посвященных багиням аль Лат, аль Узза и аль Манат (этот ритуал проводится во время хаджа).
В буддизме, индуизме, язычестве, даосизме и либеральном христианстве... В некоторых из этих религий допускается даже инклузивизм – включение «чужих» божеств и героев, как почитаемых лиц, в собственные культовые практики.
Пример: взаимоотношения вишнуизма, буддизма, даосизма и синтоизма. Это пожалуй самая яркая иллюстрация. Затем, объединение почитания основателей 5 религий в бахаизме. Отношение к Иисусу в индуистских традициях начиная со средневековья и до наших дней. И наконец, взаимоотношения широкой англиканской церкви с неодруидической религией. Я не привожу позитивные примеры, связанные с new age - они очень яркие, но я не знаю, чем следует считать new age, религиозной системой или социально-философским движением.
С уважением, Мих. Серг. _________________ If all fails, try hedgehog. Hedgehog never fails.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах