Добавлено: Вс Апр 22, 2007 10:32 pm Заголовок сообщения: Основы здравой нравственности государства
Основы здравой нравственности государства
(для обсуждения, а не осуждения)
Конечно, существуют различные теории экономистов, социологов, политологов и философов о разумном устройстве общества, но они преподносятся как некие откровения, неизменяемые и не обсуждаемые, к которым можно присоединиться или пройти мимо. Мне кажется, интересней было бы коллективное создание (обсуждение) общественной концепции справедливости.
Разговор о нравственности давно назрел, в обществе чувствуется недовольство нравами, царящими в государстве.
Итак, нравственность – нормы поведения принятые в обществе. Надо сказать, что нравственность невозможна без коллективизма, потому что любая нравственность присуща какому-нибудь коллективу, начиная от высоко духовных заканчивая криминальными. Есть подозрение, что чувство коллективизма – одно из фундаментальных личностных качеств.
Коллективы бывают разные. Семья, род, нация, государство, империя.
Человек может ощущать свою принадлежность к коллективу по разным мотивам: профессиональным, религиозным, идеологическим, культурным, имущественным. Взаимодействие этих коллективов богато на противоречия, которые сложнее и шире классовых, рассмотренных в марксизме.
Все коллективы могут быть как хорошими, так и плохими (кроме однозначно плохого криминального сообщества, которое в России хорошо сформировано, имеет свою "культуру" и даже стремится к пропаганде своих "ценностей".) Каждый коллектив стремится к усилению своей власти, влияния и повышения оплаты своих услуг, и на каком-то уровне "чрезмерности" может стать паразитирующим. Семья может стать мафией, национализм привести к шовинизму и нацизму, профсоюз объявить забастовку которая парализует всю жизнь в стране, партия привести страну к диктатуре, атеисты довести до потери совести, религиозные сообщества…
В истории развития обществ национализм может играть и объединяющую и сохраняющую роль. По мере развития общества и государства он вытесняется патриотизмом. Но возможны и более крупные сообщества – империи, для них уже свойственен интернационализм, который также свойственен для религиозных и идеологических сообществ.
Конечно, национализм сменяется интернационализмом в результате снятия общественных противоречий. Возвращаются противоречия – возвращается и национализм. Надо ли бороться с национализмом или надо разрешать общественные противоречия? Думаю, ответ очевиден.
Свободное общество и общечеловеческие ценности возможны только при снятии противоречий в распределении собственности, иначе "свободное общество" становится "зоной свободной охоты".
Высокая значимость некоторых профессиональных сообществ (банкиров, управленцев) держалась на неграмотности масс. Опыт Советского Союза и особенно постсоветской России развеял этот миф, и говорить об огромной роли собственников и предпринимателей, это значит, создавать неоправданный дисбаланс. В современном обществе основные проблемы создает не производство собственности, а ее перераспределение. Российская власть отдала в частные руки всю советскую собственность, сейчас доля гос. собственности составляет 10%, тогда как в развитых европейских капстранах она составляет 30 – 40 %. Да, управленцы много зарабатывают, но поставить туда других и те будут также много зарабатывать. Поэтому необходим прогрессивный налог, как в Европе и Америке.
Адепты капитализма говорят обычно только о производстве, но государство предполагает еще и систему безопасности. И вот содержать систему безопасности капиталистическими методами государству оказывается не по карману. Контрактная армия существует, например, в Америке, но и там возникают проблемы, когда речь заходит о военных действиях. Поэтому и капиталисты вынуждены эксплуатировать идеи патриотизма и героизма. Но могут ли эти идеи найти отклик в не справедливом, не солидарном обществе?
Существуют и внутренние враги. Сообщество воров и насильников, заправляющих наркоманией, проституцией. Агенты хищных иностранных государств ведущих информационную и экономическую войну. Есть враг в виде инфекционных заболеваний угрожающих всем. Поэтому необходимы и стражи порядка, и учителя, и ученые, и врачи. Может ли общество недооценивать их труд? Для каких хозяйственных целей наше общество выращивало Гусинского, Березовского, Ходорковского? Может быть, было бы лучше, в те трудные годы, больше платить врачам и учителям? Еще Ницше писал о том, что очень богатые люди так же опасны, как и нищие! И в какой-то мере избежать этих опасностей можно введением прогрессивного налога.
Необходимо, чтобы государство следило за сверхобогащением внутренних сообществ, чтобы оно было возможно только в условиях сверхзначимости этих сообществ. Военных при войне, врачей при эпидемиях, бизнесменов никогда, потому как если дать им волю устроят любую катастрофу.
В капиталистическом обществе собственность является основой всех прав, поэтому было бы справедлива рента на природные ресурсы.
В нашем обществе слишком переоценена роль чиновников. Общество чувствует несправедливость распределения собственности, но несправедливость только усиливается, так как группа управленцев пришедшая к власти в России использует государственную собственность для укрепления своей власти.
Надоело слушать доводы, что налоги должны быть низкими, чтобы доходы не уходили в тень, а зарплаты чиновников высокими, чтобы они не воровали. Если государство не может наладить работу налоговой полиции и прокуратуры, то грош цена такому государству.
Все трудящиеся, чья зарплата выплачивается из государственного бюджета, - военные, врачи, учителя, чиновники, - должны иметь статус госслужащих.
Всегда какая-то группа со своими нравами приходит к власти и пытается навязать свои нравы всем. Но речь не о нравах, хотя мне нравы, например, криминального сообщества совсем не нравятся. Речь о справедливом распределении ресурсов в государстве.
"Статья" какая-то... слабенькая. Никакой системы, логики.
По пунктам-полочкам:
"нравственность невозможна без коллективизма" - не согласен. Сообщество индивидуалистов имеет свои "правила игры", свою мораль;
"каждый коллектив стремится к усилению своей власти". Ой-ли?
Если национализм идёт от чувства собственной неполноценности, гордыни, завитси и прочего - в топку!
Если национализм - это понимание общности, общих интересов в большой группе людей, тогда все хор.
Короче: от больного дерева не жди здорового плода.
Профессия - это основная, помимо семьи (религии в каких-то нечастых случаях и т.д.), область приложения сил, область интересов человека. Как же профессиональное сообщество не может быть значимым? Должно быть.
Часть мыслей Я даже не могу прокомментировать: какие-то старнные.
Давайте, проведём анализ проблемы "Нравственность современного общества/государства", т.е. разложим на составляющие и замочим по одиночке.
Кстати, а что такое, по-Вашему мнению, государство, сымсл его?
Определив это, подойдём и к проблеме нравственности =)
Добавлено: Чт Май 10, 2007 11:25 am Заголовок сообщения:
(Перед тем, как читать, вспомним: взялся за гуж - не говори, что не дюж... .)
Государство - надстройка над обществом, институт, функции которого очень разнообразны и являются УСЛУГАМИ, оказываемыми за добровольную и обязательныю плату гражданам и сообществам чиновниками.
Они за наши деньги для нас должны:
1) культура, образование, воспитание, наука/НТП - обеспечивать доступ всех граждан к образованию на бесплатной основе (ясли - детсад - школа-12(12,5)-тилетка, обеспечивать получение второго высшего фундаментального образования так же на бесплатной основе, обеспечивать полугодовую образовательную программу по всеобщему "призыву" на последнем (13-ом) году обучения в осенне-зимний период в целях обучения граждан действию в чрезвычайной обстановки, умению пользоваться оружием, средствами защиты и пр., преподать азы самообороны, ознакомить с военной техникой, связью, средствами оповещения и пр. (частности - предмет доработки) [вместо всеобщей воинской повинности], обеспечивать на 13-м году обучения в школе бесплатный доступ к спецобразованию для получения рабочей специальности (так же по желанию), обеспечить "бесплатное" (см. "налоги" ниже), неограниченное использование информационных сетей (Интернет) на территории всей страны, доступ к библиотекам ("бумажным" и электронным), музеям, архивам и т.д. Короче, свободное всеобщее образование и доступ к информации. Кроме того, организовать, поддерживать и развивать систему типирования, соционического иили иного подобного образования на уровне детсада, школы, при получении высшего образования, а также систему развития творческих и иных способностей на бесплатной, свободной и обязательной оснвое (обучение рациональному чтению, тренировка памяти, логики и пр.). Итак, образование - свободное и обязательное (минимум знаний и умений). Обеспечить поддержание и развитие традиционных промыслов и ремёсел народов страны, творческих школ (танцев, живописи, например), не взымая налоги, дотируя при необходимости. Сохранять и поддерживать культурное наследие (памятники, литература, археологические и этнографические разработки и т.д.), обеспечить доступ к ним для всех. Создавать условия для развития свободного программного обеспечения. Финансировать фундаментальные исследование, поддерживать естественные и гуманитарные науки. Способствовать развитию РАН, обеспечивать работоспособность, саморегулируемость и развитие в цепочке школа-вуз-НИИ/центр РАН. Способствовать единству в научных изысканиях: междисциплинарное образование и исследования. Поддержка русского (!!!) и местных языков и всеобщее "языковое" образование. Развивающие улосвия (налоги и пр.) для альтернативных - негосударственных - учебных и воспитательных заведений. [Ничего не забыл? ];
2) "правила игры", суд, выборы, чиновничесвто - учитывать интересы малых и больших соцгрупп. Разрабатывать новые, совершенствовать существующие "правила игры" (идти в ногу со временем) - законы и правила во всех сферах (в т.ч. сертфикация, лицензирование, различные кодексы и своды всех уровней, унификация, типизация и нормирование, стандартизация). Соотносить и сверять все акты любого уровня с Основным законом - Конституцией и основополагающими документами (Билль о правах и иные). Обеспечить равенство перед законом и возможность защиты граждан/сообществ (фирм), независимость и защиту, выборность судей. Гарантировать и обеспечивать всеобщее избирательное право на пост президента России, глав субъектов Федерации, местных законодательных органов, муниципалитетов, Госдуму и т.д. Обеспечивать проведение обществом контролируемых выборов (электронных), проведение референдумов по ключевым вопросам. Создать и развивать обязательную экспертную законодательную и иные систему: каждый профессионально занимается своим делом. Если продукт работы - закон, то он выносится на обсуждение, при необходимости дорабатывается и принимается соответсвующими органами государства. Само "государство", сообщество чиновников разного уровня действует под контролем как общественных организаций, так и отдельных граждан (профсоюзов, комиссий по правам человека, потребнадзора, экспертных клубы (например, банковского сообщества) и т.д. - прозрачность, или "транспарентность". Деятельность регламентирована и должна быть оптимизированной с точки зрения эффективности. Статья о конфискации обязательна.
3) выработка и корректировка стратегии развития (НТП, соц.-эконом. сферы и др.) с обязательным привлечение экспертных сообществ и постпроцессным (но до окончательного утверждения) обсуждением обществом в независимых и общедоступных, этичных - ! - СМИ. Соотнесение частных действий с общей стратегией;
4) координация действий субъектов общества (профсоюзы, фирмы и т.д.), улаживание техвопросов и конфликтов;
5) обеспечение прав человека (не только гражданина) в соответствии с "правилами игры";
6) обеспечние законности - соответствия действий людей/групп законам;
7) медицина, здоровье, страхование, "сбережение народа" - обеспечение бесплатного медицинского обслуживания (минимума), обязательное страхование жизни и здоровья. Антиалкогольные, антитабачные и пр. оздоровляющие (да здравствует грамотность и долой невежетсво!) меры. "Культ здоровья" - пропаганда здорового образа жизни. Поддержка во время беременности, при родах и в течение 3 лет после родов как ребёнка, так и мамы (отца - если семяь неполная). Обеспечение инвадидов пособиями и медпомощью. Всеобщая диагностика (диспансеризация): до окончания школы, при получении первого высшего образования, на госслужбе, в армии, крупных компаниях, способных обеспечить данную услугу. Поддержание "чрезвычайного" запаса лекарственных средств. Обучени населения (13-й год школы - см. выше). Поддержка пострадавших в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях (не только медсоставляющая). Развитие кремации как основного способа "захоронения". Инновационность сферы;
8) Армия, правопорядок, оборона, разведка - армия профессиональная. Знакомство с армией как профессией непосредственно - на 13-м году обучения в школе (прямой контакт, так сказать). Призыв, вцелом, обязателен (4-6 мес.), но включает, как говорилось, свободные модули. Никаких "генеральских дач", "Чечен", казарм и пр. [Дедовщина будет в той мере, в какой она есть везде, во всём обществе. Армия - наглядная крайность всеобщего скотства.] Обучение по месту жительства (школа ведь), но с полувыми выездами, учениями и стрельбами. Граждане должны уметь себя и окружающих оборонять (честь и здоровья, жизнь). Свободное обращение оружия не предполагается (ведь государство "идеальное" получается). Ставка на спецвойска, новое вооружение. Преимущественное развитие спецподразделений, ПВО-ПРО, космических войск, ядерных сил, авиации и флота. Если оружие - в свободном обороте, то сухопутные войска теряют значение: "сами с усами!" Формултрование четкой стратегии обороны. Разработку и применение отдельных вооружений (хим., бактериол., яд., психотроп.) неоходимо ограничить или запретить. Деспециализация оборонных предприятий - диверсификация, "двойные технологии", инновации в гражданской сфере;
9) социально-экономическая сфера - главные принципы - эквивалентность, инновационность, конкурентность, законность. Деловая этика, институт репутации. Импорт передовых знаний, разработок, технолгий управления и производства по каналам диаспоры. Связка "наука-предпринимательство". Обеспечение минимального физиологического трудового минимума и оказание помощи в образовании и поиске работы, налоговая политика (распределение доходов, сглаживание). Ипотека. Молодёжно-квартирная политика. Поддержание электронной базы данных по трудоустройству (часть проекта "Электронная Россия"). Иммиграционная политика. Специализцая страны на фундаментальных и прикладных исследованиях, производствах окончательного передела продукта, проектировании и конструировании, ПО и инженерных работах. А штаны, машины, комьютеры и унитазы могут - и прекрасно - делать другие. Наше дело - творчество, создание нового, наука и образование ;
10) налоги, льготы - плата за услуги государства, а не "побор" за что-то там в размере по каким-то методикам вычисленным. Поступают от гражданина, сообщества, фирмы за услуги (в т.ч. лицензирование и пр.). Компенсация (услуг государства) целевая: каждая копейка идёт "по адресу", а не в "казну". Также есть пошлины. Налоги с граждан включают в себя обязательную часть (подержка и развитие культуры, оборона, суд, наука и образование, правопорядок, страхование жизни и др.) и добровольную си речь необязательную (информационное обеспечение - Интернет, телевидение, радио, инфраструктура, отдельные услуги государства, кажущиеся не нужными для конкретного гражданина). Население оплачивает коммунальные платежи, транспорт и пр. полностью. Для некоторых категорий граждан предусмотрены компенсации расходов (инвалиды, почётные граждане города, например, и др.). Размер налога, время переведения средств и способ определяются раз в 3-5 лет в оостветствии с принятой стратегией развития общества. Государство имеет право вести хозяйственную деятельность в условиях конкуренции с частными предприятиями;
11) в мире - защита интересов всего общества, каждого гражданина и предпринимательства за пределами страны, поддержка культуры и памятников истории зарубежом, создание и поддержание общемировой русскоязычной информационной сети с дублированием передаваемой информации на другие языки (в т.ч. с сурдо-переводом для плохослышащих). Применение силы допустимо лишь в крайнем случае. Россия поддерживает по линии ЮНЕСКО и иными способами сохранение культурного наследия иных народов, способствует миру и предупреждает конфликты, оказывает помощь при катастрофах, противодействует нарушению прав человека, ксенофобии и нарушению экономических принципов;
12) религия - государство светское, не в смысле "атеистское", а в смысле "не ущемляются права верующих". Равенство религий. Религиозное образование доступно и свободно, как и светское. С историей и культурой верующих обязательно знакомят в школе и вузах, не отадавая предпочтения какой-л. одной конфессии. Все религиозные объекты, обряды и пр. обязательно поддерживаются (это относится к пункту "сохранение и развитие культурного наследия").
Пока всё с определением "что есть государство" и его функциями.
Это явно не про "наше родное".
Смысл государства - создание комфортных (вопрос уважения) условий для развития, самореализации граждан.
Добавлено: Чт Май 10, 2007 7:26 pm Заголовок сообщения:
Добавка.
Этика - это рамки для мыслей, речей и действий, как берега для реки (впитыванием воды в грунт и ложе, испарением и пр. пренебрежём ). У каждого человека своя личностно-исторически сложившаяся мораль, в большем числе случаев созвучная с общепринятыми нормами. (Робы, как слышал, исключение: дескать, на всё своё мнение, мерка и система. Согласен.) Чиновник любого уровня - это ссед наш. Кто-то с ним в школу ходил (вспомним однонарников, ой!.. одноклассников ВэВэПэ). Как армия - это мы есть, так и чиновничество. Это две из различных граней, частей единого - смертельно, хронически (?) - больного организма, которые дают возможность увидеть болезни "народа" (у нас есть "народ"? Не могу ответить. По-моему, уж сейчас, по крайней мере, ничего подобного): рабство, непрофессионализм, лень и мн. др. такое вот наглядное пособие. Так вот, о нравственности: гнильё. И государство, и общество. Кто-то может воспринимать на свой счёт и возмущаться. Но так: вы платите налоги? - а куда идут они? - а в 1994-2004-ых платили? - не на ваши ли деньги убили сына родственников в Чечне, купив оружие у солдатиков? А другие, "чеченовосстановительные", деньги своровали чиновники из Чечни, купили взрывчатку и...? А третьи спёрли просто-напросто те, кто "боролся за Чечню", свои, короче, из дома у магазина (...с их сыном училась дочь знакомого. Хороший паренёк...), построили дачу, которую окапывал сын одноклассницы, обвенчавшийся с вашим сыном. Но его один ... из соседнего дома, военком, на чьи-то деньги (налогоплательщиков) и при молчаливом согласии всех (общества) забрал в армию... Труп-то вернули? Или потеряли на станции? Вот тут чей-то всё ещё валяется (извините, такие факты - с трупами - были).
И т.д.
Все во всём виноваты. Кроме детей, которые ещё чисты, потому как не успели запачкаться, хотя большинство этому, верно, неосознанно способствует.
Я вот только уже не дитё, потому в общей куче... Со своей долей ответственности. Выбираемся по-маленьку.
Ответственность определяет ценность, достоинство личности. Кто не несёт ответственности, тот что значит? Права без неё - возня свиньи в грязи. Не по правам, ресурсам цена человека - по ответственности (обеспеченной правами и ресурсами, ессно).
Добавлено: Пт Май 11, 2007 5:17 pm Заголовок сообщения:
Нравственность государства - это что-то вроде нравственности топора.
Хороший топор, добрый...
= остро заточенный.
Общество вырабатывает свои нормы, различные для групп и страт. Кто из них правее и кто левее?
И так ли это важно?
"Не судите и не судимы будите". _________________ Демократия - это договоренность о правилах поведения между хорошо вооруженными джентльменами.
Бенджамин Франклин
Добавлено: Пт Май 11, 2007 5:27 pm Заголовок сообщения: Re: Основы здравой нравственности государства
Альфа писал(а):
Да, управленцы много зарабатывают, но поставить туда других и те будут также много зарабатывать.
Чушь, дальше можно не читать.
Хотя именно Достоевских стоит слушать в плане морали и нравственности, и безусловно есть проблема с "пробиванием наверх", когда люди, которые могут принести большую пользу обществу, имеют огромнейшие препятствия, чтобы это сделать - потому что их всех пытаются построить "по квадре Гамма", в то время, как у каждого ТИМа и каждой квадры свои достоинства. Скажем, я как Альфиец это чувствую - Альфа прекрасные теоретики, но общество встречает теории так: "ты вначале на практике докажи, что это работает, покажи нам результат, а тогда мы поверим". Но это глупо и наивно - во-первых, Альфа теоретики, а не практики, во-вторых, если Альфа реализует свою идею - она ей уже ни с кем не поделится, ей это неинтересно. Ложка дорога к обеду, и Альфа безусловно вначале ПРЕДЛАГАЕТ идею, и только потом реализовывает.
Однако, пытаться скатиться к другой крайности - к бетанскому совку, в котором все были равны, но все были равны в БЕДНОСТИ - это самое аморальное, что только можно придумать.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах