Добавлено: Вт Май 30, 2006 2:59 pm Заголовок сообщения: Основателя Daewoo приговорили к 10 годам тюрьмы
Основателя Daewoo приговорили к 10 годам тюрьмы
В Южной Корее по обвинению в широкомасштабных аферах к десяти годам заключения приговорен основатель и бывший владелец компании Daewoo. Сеульский суд посчитал, что Ким У Чун виновен в превышении служебных полномочий и огромных финансовых злоупотреблениях. Помимо отбывания наказания в тюрьме, от Кима требуют выплатить штраф в 10, 6 тысячи долларов и возместить государству ущерб в размере 22 млрд долларов.
Руководимая Ким У Чуном компания потерпела крах во время валютно-финансового кризиса в 1997–1998 годах. В 1999 году Ким У Чун покинул Южную Корею, когда его концерн оказался в долгах на общую сумму 80 млрд долларов, сообщает Bloomberg.
В результате корпорация была разделена на части и продана — автомобильное подразделение группы досталось американской General Motors, которая в 2003 году создала совместное предприятие GM Daewoo Auto & Technology.
Ким У Чун добровольно вернулся и сдался южнокорейским властям в 2005 году. Судья Хван, оглашая приговор, заявил, что «бывший председатель компании Ким пренебрег корпоративной этикой и нарушил закон, что привело к банкротству Daewoo Group. Это в свою очередь привело к тому, что государству пришлось потратить огромные средства на поддержание компании, то есть государству был нанесен ущерб».
В ходе следствия было установлено, что руководитель корпорации Daewoo в течение шести лет, предшествовавших кризису, прибегал к различным мошенническим схемам: осуществлял аферы с получением кредитов, подделывал документы финансового учета. Помимо прочего Ким У Чуна обвиняют в нелегальном вывозе за границу 3, 2 млрд долларов в период между 1997 и 1999 годами.
Ким У Чун основал Daewoo в 1967 году как небольшую компанию по экспорту текстиля — в 1990-х годах компания превратилась во второй по счету концерн в Южной Корее. В момент расцвета компания имела 396 филиалов за рубежом. Сфера ее интересов распространялась от кораблестроения, до электроники, автомобилестроения и финансовых услуг.
Сейчас здоровье 69-летнего Ким У Чуна вызывает у медиков опасения, и пока он не поправится, помимо прочего он страдает заболеванием сердца, он будет оставаться в больнице.
Родился Ким в 1937 году в семье корейских интеллигентов. Его отец был университетским преподавателем. Но сытым и спокойным детство Кима не назовешь. В то время Корея была одной из беднейших стран мира — ни о каком развитии в ее тогдашнем статусе японской колонии речи не шло. Детство Кима пришлось на Вторую мировую и Гражданскую (1950–1953 годы) войны. Пока Соединенные Штаты «дрались» с Советским Союзом за будущее Кореи, он зарабатывал для семьи лишние воны (валюта Кореи), торгуя газетами вразнос. Когда Корея разделилась на народно-демократический Север и капиталистический Юг, Ким получил специальность экономиста в престижном сеульском университете Йонсей.
Когда бомбы перестали рваться на улицах корейских городов, все корейцы были озабочены одним вопросом — может ли Корея догнать в экономическом развитии Японию, свою бывшую метрополию? И самым распространенным ответом был: «Может, потому что корейцы превосходят японцев». Не больше и не меньше. И молодой экономист Ким полностью разделял эту точку зрения.
В 1960 году Ким Ву Чун получает работу в Совете по экономическому развитию при правительстве. Однако он предпочитает практику теории. Потратив год на изучение особенностей корейской бюрократии, он перешел на работу в частную компанию Hansung Industrial.
Ким упивался новой работой. Он был отличным управленцем, прекрасно разбирался в экономике. А все время растущие результаты производства приводили его в упоение. Свой первый отгул Ким Ву Чун взял лишь в 1990 году, когда в автомобильной катастрофе погиб его сын.
В 29 лет Ким был уже директором Hansung Industrial. И тогда он решил строить собственную промышленную империю. Именно империю — о меньшем Ким Ву Чун не мечтал. В 1967 году он уволился из Hansung и зарегистрировал фирму Daewoo. Это слово значит по-корейски «большой мир», то есть — Вселенная. И была Daewoo ткацкой компанией. Правда, пока без станков. Зато с пятью сотрудниками и $10 тыс. капитала.
Расширяющаяся Вселенная
Сам Ким Ву Чун не видел в таком названии ничего смешного. Амбиции он подкреплял делами, а дела — с восточной хитростью — амбициями. Результат зачастую казался невероятным. Чтобы получить свой первый заказ, Ким демонстрировал ткани, купленные в Гонконге. Одному предпринимателю из Сингапура образцы понравились, а показавший их кореец так его обворожил, что Daewoo получила заказ на $200 000. Тогда Ким вернулся в Корею, на полученный аванс купил ткацкое оборудование и через месяц наладил выпуск ткани нужного качества.
Нащупав струю, Ким Ву Чун уже не оглядывался. За первый год существования Daewoo продала продукции на $580 тыс. и открыла свои первые иностранные представительства в австралийском Сиднее и западногерманском Франкфурте. Тогда компанию впервые похвалили на заседании правительства генерала Пак Чжон Хи.
Ким построил в Daewoo принятую в восточных странах систему патерналистских трудовых отношений. Внутри Daewoo царила почти семейная атмосфера. Работники проводили в компании половину своего времени. Взамен Daewoo гарантировала им пожизненную занятость и продвижение по карьерной лестнице в зависимости от выслуги лет. Для укрепления семейной атмосферы Ким лично заходил в цеха, разговаривал с ткачихами и дарил им шоколадки. Не брезговал хозяин Daewoo оставаться на ночь в своем рабочем кабинете, засыпая на несколько часов на стоявшем там диване.
В 1972 году только экспорт Daewoo достиг уже $40 млн. К 1975 году компания владела 18 предприятиями в Корее и 16 филиалами за границей. Годовой объем экспорта составлял $172 млн.
Но и этого Ким Ву Чуну было мало. В 1973 году он акционировал Daewoo, чтобы привлечь новый капитал на развитие. Однако промышленную империю на одних ткацких фабриках не построишь, и Ким настойчиво искал выходы в другие отрасли.
В это время в Южной Корее окончательно сложилась олигархическая система в экономике. Генерал Пак Чжон Хи хотел построить из Кореи мощную индустриальную державу, при этом — в очень короткие сроки. Для этого он последовательно помогал узкому кругу приближенных капиталистов, которых он отбирал по личным качествам. Олигархи почти даром получали в собственность государственные заводы, государственные банки (других в Корее не было) снабжали их льготными кредитами в практически неограниченных размерах. В обмен олигархические промышленные группы (чеболи) должны были демонстрировать экспоненциальный рост экспорта. Благодаря такой системе пять крупнейших чеболей давали более трети национального валового продукта Южной Кореи, а величина долгов таких конгломератов превышала активы в 5–8 раз. При всем том прибыли чеболей оставались очень незначительными или отрицательными. В построенной генералом Пак Чжон Хи системе имел значение только рост продаж.
И это полностью устраивало Ким Ву Чуна. «За пять лет я делал то, на что другие тратят лет 10–15», — говорил он. Наконец в 1976 году ему улыбнулась удача. Генерал Пак Чжон Хи впечатлился успехами Daewoo и наконец вспомнил, что отец Ким Ву Чуна был его любимым университетским преподавателем. С этого момента Ким вошел в «семью».
На первый раз Daewoo отдали государственный станкостроительный завод, который все 37 лет своего существования приносил одни убытки. Воспользовавшись государственным финансированием, Ким за год перестроил завод и начал с успехом экспортировать его продукцию. В 1978 году правительство передало ему недостроенную судоверфь. Так появились Daewoo Heavy Industries и Daewoo Shipbuilding.
Сам олигарх называл секретом своего успеха «дружбу с властью при любых обстоятельствах и невзирая на лица». Бизнес компании он строил на тесных личных отношениях с лидерами Франции, Судана, Пакистана, Вьетнама, Индии, Китая, Ливии, Ирана и многих других стран. Ким Ву Чун говорил, что «чем больше риск, тем выше прибыль». И во время ирано-иракской войны Daewoo строит в Иране железнодорожный туннель, а во время американского торгового эмбарго в Ливии получает заказ Муамара Каддафи на $1.7 млрд.
Ким Ву Чун устраивал ежедневные застолья с перспективными клиентами, где сам наливал себе ячменного чаю из бутылки виски. Клиенты об этом даже не догадывались. Однажды он полетел в Гану на встречу с главой тамошнего правительства. Вылетев утром, он вечером того же дня вернулся в Корею с подписанным контрактом на строительство пятизвездочного отеля.
В начале 1990-х годов многопрофильная группа Daewoo с годовыми продажами около $50 млрд. стала третьим по размерам чеболем в стране и попала в список 50 крупнейших компаний мира. 320 000 сотрудников промышленной империи Ким Ву Чуна в 110 странах создавали видеомагнитофоны, танкеры, пианино, компьютеры и космическое оборудование.
Автобиография Ким Ву Чуна под названием «Большой мир, в котором всегда есть работа» (или по-корейски «Daewoo, в которой всегда есть работа») была переведена на 21 язык и разошлась общим тиражом в 2 млн. экземпляров. Там был, в частности, афоризм самого Кима: «Потеря репутации — это социальная смерть».
Социальное самоубийство
В 1990-х годах Ким Ву Чун увлекся новой идеей — сделать из Daewoo мирового лидера в автопроизводстве. Избранная им стратегия была практически беспроигрышной и требовала только денег и времени. А этого добра при существовавшей в Южной Корее системе Ким имел неограниченно много. Ким стал строить заводы на слаборазвитых, но перспективных рынках, где конкуренция пока была слабой. К 1997 году Daewoo наладила производство своих машин на Украине, в Польше, Иране, Вьетнаме, Индии и Узбекистане. По планам Кима, в 2000 году Daewoo должна была произвести 2 млн. автомобилей.
Однако Южная Корея уже не была авторитарной страной. Президента страны теперь выбирали, а на заводах появились профсоюзы.
Первый звонок прозвенел в 1995 году, когда разразился коррупционный скандал с финансированием расходов бывшего корейского президента Ро Дэ У. Глава Daewoo тогда попал под суд за передачу Ро Дэ У $14 млн. отката за контракт на постройку базы для подводных лодок. В тот раз суд оправдал Ким Ву Чуна, не найдя в его действиях личной заинтересованности. И пока руководители других чеболей, например Samsung или LG, срочно снижали число долгов и старались увеличить прибыльность, Ким Ву Чун продолжал свято верить, что государство будет поддерживать его «Вселенную» вечно.
Еще в мае 1997 года, выступая в Бостонском университете, Ким Ву Чун заявил: «С первого дня мы одновременно ориентировались на будущее и на мировой рынок. Мы изменили менеджмент корейских компаний, работавших на внутренний рынок, и сейчас пишем новую главу в мировой корпоративной истории». А потом грянул азиатский финансовый кризис, и долги Daewoo стали стремительно расти.
Ким попросил финансовой помощи правительства. Чиновники согласились, но потребовали продать зарубежные активы Daewoo. Для олигарха это значило попрощаться со своей мечтой о крупнейшей компании, и он отказался. Daewoo попыталась выплыть своими силами, за несколько месяцев выпустив облигации на $13.5 млрд.
Постоянное нервное напряжение сказалось на здоровье Ким Ву Чуна. В 1998 году ему срочно удалили аневризму сосудов головного мозга. А кредиторы продолжали наседать. «Все финансисты мира требовали от нас заплатить, а мы не могли», — вспоминал потом Ким. Это было уже банкротство. В последней отчаянной попытке спасти Daewoo он предложил оформить рассрочку платежей в обмен на залог активов компании на $8.5 млрд. плюс $1 млрд. из своего личного состояния. Но план отвергли, и в августе 1999 года корейское правительство взяло Daewoo под свой контроль. Как потом выяснилось, Ким Ву Чун и другие топ-менеджеры группы уже три года «улучшали» бумажную отчетность, и реальные долги Daewoo превысили $65 млрд.
А в августе 1999 года, сразу после церемонии торжественного открытия сборочного производства в Китае, Ким исчез. Как он сам заявил через несколько лет, тогдашний президент Кореи Ким Де Чжун «по телефону мне четко сказал: уезжай на некоторое время».
Измученный, с тяжелой формой депрессии, Ким разорвал почти все контакты на год, не читал газет и даже не разговаривал с женой. «Я просто хотел обо всем забыть», — говорит Ким. Последующие несколько лет, кроме профсоюзов, его никто не искал. Он ездил по миру, останавливаясь у давних деловых партнеров.
Теперь 68-летний Ким решил вернуться на родину, чтобы восстановить свою честь. «Я никогда не был коррумпированным и продажным», — утверждает он. Но чтобы доказать это, ему придется выиграть судебный процесс, который уже проиграли 19 его коллег. _________________ танцы, английский язык, знакомства
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах