Добавлено: Пт Дек 15, 2006 11:11 pm Заголовок сообщения: «Я владею типом» или «Тип владеет мной»?
«Я владею типом» или «Тип владеет мной»?
Авторы - Мельникова Н.Н., Полев Д.М.
В последнее время на клубных занятиях мы часто касаемся вопросов функционирования личности «в типе». С одной стороны, здесь затрагиваются вопросы реализации личности с опорой на ведущие функции, проблемы развития и поддержки сильных сторон личности, с другой – поднимается острый вопрос об односторонности и ограниченности типа (что является «любимым» аргументом противников типологии) и вытекающие отсюда проблемы психической компенсации, дуализации и поисков путей, методов и форм гармоничного развития.
Когда мы говорим о типологических проявлениях человека, мы нередко употребляем выражения: «акцентуированный», «компенсированный», «дуализированный», «реализованный» и др. часто не совсем отдавая себе отчёт о сущности этих характеристик и различиях между ними. Чем, например, отличается «компенсированный» психотип от «дуализированного»? Может ли психотип одновременно быть «акцентуированным» и «реализованным»? Чтобы внести некоторую ясность в эту терминологическую путаницу, мы решили применить простой аналитический приём, выделив три наиболее существенных качества, с помощью которых могут описываться индивидуальные различия в проявлениях типа.
первое – степень выраженности ведущих функций;
второе – характер соотношения ведущих функций с другими;
третье – освоенность, управляемость и осознанность собственного типа.
Первая ось затрагивает вопросы персональной идентичности, а также проясняет некоторые моменты, касающиеся трудностей определения психологического типа отдельных людей.
Вторая – позволяет внести некоторую ясность в область, рассматривающую проблемы психической компенсации и гармоничного развития личности.
Третья – касается вопросов самоконтроля, самоорганизации и, в конечном итоге, реализации личности в социальной среде.
В соответствии с этими тремя основаниями мы попытаемся упорядочить известные нам проявления типа. Сразу отметим, что приведённая ниже классификация ни в коем случае не является какой-либо новой типологией или чем-то в этом роде. Здесь классификация выступает лишь как метод познания и осмысления. Обозначенные оси могут накладываться друг на друга, и в точках их пересечений мы обнаружим весьма любопытные и узнаваемые феномены, которые, надеемся, теперь станут для нас и более понятными.
В данной статье мы рассмотрим последовательно каждое основание, обращая внимание на ключевые признаки выделяемых групп, чтобы сделать их «осязаемыми» и доступными для опознания. А в следующий раз, используя приведённую классификацию, – постараемся приблизиться к ответам на весьма интригующие и животрепещущие вопросы. В частности, обсудим, в каких случаях и почему психологический тип отдельных людей может быть слабо выраженным, проведём различия между «акцентуированным» и «интегрированным» типами, затронем такие темы, как «гениальность и помешательство», особенности проявлений типа у детей и подростков, вопросы реализации личности в рамках типа и другие. Смеем надеяться, что такой экскурс будет для Вас не только интересным, но и полезным как в плане освоения соционики, так и собственной личности.
И так, три простые классификации и их краткая феноменология.
Достаточно очевидно, что не все люди обладают ярко выраженными типологическими проявлениями. (Отсюда возникают идеи о том, что типов, как таковых не существует, что есть промежуточные типы, или «любимая сказка» про 17-й тип). Для удобства анализа мы можем выделить здесь три условные группы.
1. По степени выраженности ведущих функций психотип может быть (1) невыраженным, (2) проявленным и (3) выраженным. С этим часто связано то, насколько нам легко определить тип человека.
Когда мы имеем дело с «невыраженным» типом, мы долго теряемся в догадках, поскольку у нас не хватает информации, за которую можно зацепиться, чтобы вынести заключение о принадлежности человека к тому или иному типу. Мы наблюдаем либо очень бедные, либо чрезвычайно недифференцированные проявления, в которых, вроде, есть всего понемногу, но ничто не выражает себя ярко, уверенно и отчётливо. О таком человеке мы говорим «ни рыба – ни мясо», и, чтобы определить его психотип, нам приходится идти на компромисс, субъективно отдавая предпочтение тем или иным признакам. Именно для этой группы типируемых наблюдается наибольшее расхождение мнений социоников.
«Проявленный» психотип уже демонстрирует достаточную иерархию в своих проявлениях и предпочтениях и, обычно, после непродолжительного наблюдения и взаимодействия можно выделить функции, которые проявляются ярче, увереннее, чаще и успешнее других.
«Выраженный» психотип, как правило, определяется чуть ли не «с первого взгляда». Все мы встречали таких людей, образ и проявления которых очень близки к прототипу, с которых можно буквально «списывать портрет» определённого типажа.
Из предложенной градации вытекают, как минимум, два вопроса, имеющих практический интерес.
Первый вопрос: почему, и в каких случаях психотип человека оказывается «невыраженным»? И можно ли в этом случае говорить, что человек «не принадлежит ни к какому типу»?
Второй вопрос: «выраженный» психотип – это хорошо или плохо? Стоит ли к этому стремиться?
Подробно мы обсудим это в следующей статье. Хотя, что-то может для Вас проясниться уже и в ходе изучения двух последующих классификаций.
2. По характеру соотношения ведущих функций с другими можно выделить: (1) акцентуированный психотип, (2) компенсированный, (3) интегрированный, (4) искажённый.
«Акцентуированной» мы называем такую личность, у которой ярко выражены ведущие функции (особенно, 1-я), остальные же откровенно слабы. У акцентуированного типа, как правило, наиболее ярко заметны «типные проблемы»: «заморочки» по 3-й, почти абсолютное игнорирование 8-й, хаос в области 5-й и т.д. При этом, доминирование 1-й функции может достигать грандиозных масштабов, замещая собой почти всё функционирование личности. Поэтому акцентуированные личности чаще всего производят впечатление несколько чудаковатых (каждый тип по-своему) и слабоприспособленных.
«Акцентуированный» психотип обычно приобретает весьма устойчивый динамический стереотип и характерную мимическую маску, отражающие специфику ведущих функций «не разбавленных» ничем другим (например, неухоженный, погружённый в себя Бальзак, с ввалившимися глазами и превратившимися в ниточку от отсутствия эмоций губами; или растрёпанный Дон Кихот, несущийся вперёд, со взглядом одержимого и болтающимися во все стороны руками). Именно акцентуированных людей достаточно легко определять по внешним признакам «с первого взгляда», или даже по фотографиям.
Психотип акцентуированных личностей, как правило, ярко выражен (см. предыдущую классификацию), а их особенностью является то, что ведущие функции не получают поддержки остальных.
«Компенсированная» личность, в отличие от акцентуированной, в достаточной мере освоила и другие функции. Например, у неё могут быть «подтянуты» 3-я, 4-я, 6-я и т.д. Однако, имеющиеся разнообразные навыки, как правило, неорганизованны: человек умеет всего понемногу, и здесь, и там, и не всегда знает зачем. С одной стороны, психическая компенсация даёт позитивные эффекты, позволяя лучше приспосабливаться к требованиям среды, делая человека более «защищённым». С другой – спонтанные процессы компенсации могут приводить к эффекту «распыления» и «разбрасывания», когда сам человек уже плохо понимает, кто (или какой) он на самом деле. В этом случае проявления ведущих функций как бы «зашумляются» альтернативной активностью, психотип человека становится менее выраженными, и нам бывает непросто определить его.
На самом деле, компенсация – необходимый этап на пути развития личности. Однако, это весьма непростой и «скользкий» путь, и не всякая компенсация венчается успехом. Здесь человек оказывается как бы на распутье: итогом компенсаторного процесса может быть искомая «интеграция», а может – и личностное «искажение».
«Интегрированная» личность стоит на более высокой ступени развития, чем просто компенсированная и качественно отличается от неё. Особенность интегрированной личности в том, что, имея наработки и навыки в различных сферах, она сохраняет в своей структуре системную иерархию. В интегрированной личности как бы реализуется центральный принцип высокоорганизованной системы – сосредоточение функций: когда многочисленные и качественно различные функции системы работают согласованно, соподчинённые одной ведущей цели. Все функции личности активно задействованы, но их деятельность подобна работе слаженной команды, лидер которой, задающий цель, – «первая», программная функция.
В случае простой компенсации, активность разных функций ещё слабо организована: они часто работают «каждая на себя», нередко пересекаясь в своих целях, мешая друг другу и приводя к внутренним конфликтам. Например, компенсированный Дон Кихот может быть неплохо эрудированным (7-я чёрная логика), занимаясь бессистемным чтением; при этом его 2-я (белая логика) плодовито рождает концепции и теории, но, в большей степени, для собственного удовольствия; он даже может освоить свою 5-ю (белая сенсорика), и худо-бедно поддерживает свой быт, но он всё также разрывается от неисчислимого множества посещающих его идей, которые так и не находят практического воплощения.
Интегрированный Дон Кихот использует свою 2-ю (белая логика) для того, чтобы понятно и доступно донести до людей прогрессивные идеи, целенаправленно и тщательно изучая именно необходимую информацию (7-я чёрная логика), при этом, его 5-я (белая сенсорика) помогает ему отобрать те идеи, которые могут принести реальную пользу, и довести их до практического воплощения.
Высоко организованная система всегда иерархична и её совершенствование идёт по пути уточнения функционального назначения отдельных элементов и (нравится нам это, или нет) ограничения их степеней свободы. «Интегрированный» человек производит впечатление достаточно разносторонней личности, но при этом его направленность ясна и понятна, и не возникает сомнений по поводу того, какие функции являются ведущими. В этом контексте, трактовка интегрированной личности близка понятию зрелой, высокоорганизованной, продуктивной личности.
Однако иногда психическая компенсация может приводить и к результату в корне противоположному – к личностным искажениям. Чаще всего это происходит вследствие активных запросов и требований социального окружения (например, родителей, педагогов, доминирующих полоролевых стереотипов и т.д.). В результате чего у личности формируется внутренний запрет на проявления «неугодных» окружению функций и усиленное развитие «поощряемых».
«Искажённая» личностная структура характеризуется тем, что у личности смещаются исходные, заданные природой приоритеты.
Слабые от природы функции приобретают в Я-сознании человека доминирующую ценность, и он, часто усилием воли, стимулирует их гипертрофированное развитие. При этом, внутренние запреты могут «блокировать» проявления сильных функций (на что тратится много энергии и жизненных сил).
Например, вследствие «последовательного» воспитания Жуков (чёрный сенсорик) может научиться сдерживать проявления своей физической активности, подвижности, подавлять бьющую через край энергию; и вместо мощного, красивого, свободолюбивого человека мы получим напряжённый «мышечный комок», стремящийся быть вежливым и покладистым, с полным букетом психосоматики и спонтанными неконтролируемыми вспышками ярости.
Отличие искажённого типа от компенсированного в том, что в случае типных искажений человек не просто имеет наработки в области слабых функций (что совсем неплохо), а в том, что потенциально слабые функции стремятся занять место ведущих, управляющих поведением и жизнью человека.
От интегрированного искажённый тип отличается тем, что, хотя и имеет достаточно иерархизированную структуру, эта иерархия не соответствует природным задаткам. Чтобы поддерживать эту иерархию, всегда требуются усилия, и немалые. Как правило, вытесненные, но природно сильные функции периодически «прорываются» сквозь поставленные барьеры, и мы наблюдаем странные нестыковки, противоречивые проявления и демонстрации. Поэтому человек с искажённой структурой типа очень часто выглядит напряжённым. Его установки ригидны, поскольку малейшее отклонение от отработанного и с таким трудом выстроенного ритма жизни грозит тем, что негармоничная конструкция рухнет.
Возникает закономерный вопрос, как на пути личностного развития, двигаясь по пути компенсации избежать искажений и всё-таки прийти к гармоничной интеграции всех функций личности? Частично ответ на этот вопрос даёт соционическая идея «дуализации». Но об этом подробнее – в следующей статье. Теперь же – третья классификация.
Все мы в течение жизни движемся от точки «Тип владеет мной» к точке «Я владею типом». Хорошо, если к зрелому возрасту нам удаётся преодолеть половину пути. Что Вы можете сказать о себе?
3. По степени, освоенности, управляемости и осознанности выделяются: (1) спонтанный, (2) освоенный и (3) реализованный типы.
«Спонтанные» типологические проявления нормальны для ребёнка: он ведёт себя в соответствии со своей природой, при этом, плохо контролируя себя и не осознавая, что делает. Проявления его психологических функций (даже сильных) ещё «сырые», «некультивированные», часто на уровне задатков. Наиболее ярким проявлением маленького чёрного сенсорика бывает его подвижность, физическая крепость, стремление всё «хватать руками». Юный чёрный этик эмоционально возбудим, бурно реагирует на любое изменение ситуации. Однако маленький человечек ещё не освоил многообразные, созданные культурой общества способы функциональных действий, не умеет управлять своими функциями, используя их по назначению, и практически ничего не знает о том, «какой» он.
Спонтанные типологические проявления нередки и у взрослых. Хотя освоенность функциональных действий с возрастом обычно растёт, по осознанности и контролируемости многие из нас недалеко ушли от детей. Часто мы выдаём свои мысли и действия за произвольные и «выстраданные» достижения индивидуальной истории, и бываем неприятно удивлены, когда понимаем, что это всего лишь спонтанные проявления типологических особенностей (хотя и индивидуально оформленные). Заметим, что акцентуированная личность во многом спонтанна, и в этом похожа на ребёнка.
«Освоенным» мы называем психотип в том случае, когда человек владеет многочисленными умениями, соответствующими ведущим функциям. Например, чёрный сенсорик не просто «машет кулаками» на уличных разборках, а овладел каким-либо спортивным мастерством, или приобрёл умения в области дизайна, строительства и т.д. Белый сенсорик не только ест и спит, но умеет сам обустраивать окружающую среду, создавая «полезные» вещицы. Черный интуит не просто «брызжет» идеями, а владеет базовыми методами научного познания. Белый интуит не только периодически «проваливается» в свой внутренний мир, но и умеет выражать его в своём творчестве, осведомлён в вопросах культуры и искусства.
Как Вы понимаете, степень «освоенности» собственного психотипа может быть очень различной. Человек начинает освоение собственного типа через приобретение отдельных умений, позволяющих использовать свои сильные функции по назначению, и впоследствии может достичь большого мастерства и профессионализма. Освоению всегда помогает понимание своих особенностей, а достижение мастерства невозможно без сознательного управления своей деятельностью.
«Реализованный» психотип – ещё более высокая ступень. И его качественное отличие в том, что человек не только мастерски использует свои сильные функции, но и создаёт с их помощью что-то важное и общезначимое. Сильные функции личности реализуются в социально полезной деятельности. Напомним, что «реализация» предполагает не просто самовыражение для собственного удовольствия, а реальный вклад. Вот она – идея социона, где представители каждого типа вносят значимый и вполне определённый вклад в социальное развитие.
Теперь, привлекая также и материал предыдущих классификаций, (и, развивая заодно уровень осознанности), Вы можете определить своё местоположение на трёх осях:
- по степени выраженности ведущих функций,
- по характеру соотношения ведущих функций с другими,
- по степени освоенности, управляемости и осознанности собственного типа.
В идеале, психологический тип человека должен быть не просто выраженным, но интегрированным и реализованным. «Три вершины», которые указывают общее направление развития личности, и именно в комплексе дают максимальный эффект.
P.S. Успехов Вам в скалолазании. С «альпинистским снаряжением» поможем. _________________ танцы, английский язык, знакомства
Хорошая, ценная статья. В целом согласна, тонкости можно обсуждать.
Бросилась в глаза фраза: "Все мы в течение жизни движемся от точки «Тип владеет мной» к точке «Я владею типом». " Вот это, к сожалению, относится далеко не ко всем, а лишь к зрелым людям, стремящимся самостоятельно управлять своей жизнью.
Авторы, к сожалению, нигде не упомянули, знакомы ли они со статьями своих коллег на данную тему. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
Статья действительно ценная - по итоговым выводам. По поводу же предварительных заключений есть несколько отличное мнение.
В частности, по поводу трактовки акцентуированного типа - как типа, характеризующегося особенно яркой выраженностью сильных функций, при ущербной выраженности - остальных. Однако, даже в приведенных примерах особенности таких типов описаны в терминах заострения именно слабых функций, но никак не сильных. Неухоженный Бальзак с ввалившимися глазами и ртом-ниточкой - описание пренебрежительного отношения к внешнему виду и здоровью, т.е. информации, относящейся к ролевой функции. А также - наработанной "брони" по болевой функции. Между тем, ярко выраженная интуиция времени Бальзака проявляет себя, в первую очередь, как особая способность к синхронности с событиями и процессами во времени, размеренный темп жизни, речи, действий, отсутствие спешки, горячки. Или второй пример с акцентуированным Доном. Растрепанный Дон Кихот - это опять же какой-то не совсем здоровый человек, пренебрегающий внешним видом, отдыхом, здоровьем, ориентацией в пространстве. То есть хронически недополучающий поддержки (и, скорее всего, уже отказавшийся ее получать) по своей суггестивной сенсорике ощущений. Картины проявления сильной интуиции здесь как-то опять не складывается. Сильная интуиция возможностей проявляет себя скорее по-детски любознательным и доверчивым, чем одержимым, взглядом, живым интересом к объектам окружающего мира (в том числе и людям).
Приведенные примеры - это скорее карикатуры на тип, чем примеры ярко выраженных сильных функций. Понятно, что хорошая карикатура порой очень наглядно иллюстрирует человека. Но все-таки - за счет гипертрофированного заострения именно мелких "уродств" внешности, а не классически правильных черт. Это я как художник могу подтвердить. И узнаются такие акцентуированные типы как раз по ярко выраженным слабым точкам типа, подчеркнуто неприкрытым и неразвитым. На диагностике мы обычно говорим в таких случаях: интуиция - ну потому что НЕ сенсорика.
В этой связи я предложила бы рассматривать акцентуированные типы по одной шкале с искаженными. Понимая под содержанием этой шкалы выборы человека по отношению к взаимодействию с окружающим миром. На одном полюсе - почти полное игнорирование потребности в этой информации, отказ от получения информационной поддержки от мира. На другом - напротив, чрезмерная зацикленность на требованиях социальной среды, открытость, неразборчивость к внешней информации, которой "пичкают" слабые функции. В первом случае - имеем акцентуированный тип, чьи слабые точки являют собой слишком заметные для наблюдателя "дыры", куда утекает энергия, в том числе и от сильных функций. Во втором - искаженную личность, где слабые точки настолько забиты не нужной им информацией, что становятся предметом постоянного (вплоть до невротического) внимания личности, опять же оттягивая энергию сильных функций. _________________ "Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим". Ст. Ежи Лец
Какие, по-вашему, факторы могут являться определяющими тот или иной путь динамики тима?
Например,
Цитата:
интуиция - ну потому что НЕ сенсорика.
потому что детский блок "выключен" и отказывается от получения информации из окружающего мира?
А что могло являться причиной такого отказа?
И другой, не менее важный вопрос. Каким образом можно помочь человеку исправить это? _________________ Life isn't about finding yourself. Life is about creating yourself.
Какие, по-вашему, факторы могут являться определяющими тот или иной путь динамики тима?
Например,
Цитата:
интуиция - ну потому что НЕ сенсорика.
потому что детский блок "выключен" и отказывается от получения информации из окружающего мира?
Именно потому, что слабая сенсорика в таких случаях заметна лучше, чем сильная интуиция. Но я бы не сказала, что детский блок здесь "выключен", это конечно иллюзия. Скорее, отключено осознание собственных потребностей в информации по этому блоку (либо по СуперЭго). Акцентуацией, в настоящем смысле слова (то есть с учетом психологической трактовки), я бы все-таки рассматривала случаи заострения именно слабых блоков или функций. Это вовсе не значит, что они полностью отключены или подавлены, просто в рассматриваемом случае они работают именно как "дыры", ослабляя и сильные функции, искажая их чистое проявление. Отключена скорее способность сознательно контролировать эту утечку.
Если помнить о том, что акцентуация - это крайняя граница нормы, характеризующаяся избирательной уязвимостью человека перед определенного рода переживаниями, а за гранью акцентуации - уже психопатия, причем грань эта слишком зыбка и условна, то называть акцентуацию характеристикой ярко выраженной сильной функции было бы, мягко говоря, сильным преувеличением. Скажем, истероидность (акцентуация) и истерия (психопатия) отличаются всего лишь разной степенью дезадаптации. В последнем случае, сознательный контроль за эмоциями весьма затруднен. Там уже всё больше правит бал психосоматика, т.е. само тело, посредством болезни, разыгрывает с человеком жестокие спектакли. При этом сильная функция проявляет себя разве что как карикатура на саму себя, но никак не полноценная сознательная функция.
Ваш первый вопрос об определяющих факторах, я бы чуть-чуть уточнила – не путь динамики типа, а путь динамики искажения ТИМа (подразумевая здесь и акцентуации).
Цитата:
А что могло являться причиной такого отказа?
Причин, вероятно, может быть множество, если рассматривать частности. Общим же фактором здесь, думаю, являются проблемы социализации.
Цитата:
И другой, не менее важный вопрос. Каким образом можно помочь человеку исправить это?
Если говорить о соционических методах, то их ценность именно в том и заключается, что они не являются коррекционными. Напротив, они учат понимать и принимать природой данное естество. В этом смысле коррекционным является уже само знание. То есть грамотная диагностика и корректный рассказ об особенностях типа. В случаях же, лежащих за гранью акцентуации, одних диагностических и консультационных методов может быть не достаточно. Нужны психокоррекционные и психотерапевтические методы. _________________ "Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим". Ст. Ежи Лец
Я думаю, что все же под понятие акцентуации подходят и случаи чрезмерной выраженности сильной функции. Возьмем определение из психологического словаря:
Акцентуации характера. Понятие, введенное Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Цитата:
Цитата:
И другой, не менее важный вопрос. Каким образом можно помочь человеку исправить это?
Если говорить о соционических методах, то их ценность именно в том и заключается, что они не являются коррекционными. Напротив, они учат понимать и принимать природой данное естество. В этом смысле коррекционным является уже само знание. То есть грамотная диагностика и корректный рассказ об особенностях типа. В случаях же, лежащих за гранью акцентуации, одних диагностических и консультационных методов может быть не достаточно. Нужны психокоррекционные и психотерапевтические методы.
За гранью акцентуации нужна медицинская помощь, т.к. речь в этом случае идет уже о психопатиях. Если же речь идет об акцентуированной личности, возможны психокоррекционные методы.
Старая соционика говорила только о том, что достаточно узнать и принять свой ТИМ, и жизнь станет легче. Это верно, но во многих случаях этого недостаточно. Например, механизм вытеснения мешает человеку принять себя таким, какой он есть. Это происходит вследствие груза нерешенных проблем. И здесь нужны новые методы распознавания и решения проблем, на стыке психологии и соционики. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
За гранью акцентуации нужна медицинская помощь, т.к. речь в этом случае идет уже о психопатиях. Если же речь идет об акцентуированной личности, возможны психокоррекционные методы.
Да. Именно об этом и речь, с учетом того, что психотерапия - специализация медицинская, а психокоррекция - всего лишь удобный термин, обозначающий действия, по смыслу мало отличающиеся от психотерапии, с той лишь малой разницей, что психокоррекция осуществляется психологами, применяющими психотерапевтические техники. Ну и с учетом всей условности границ и сложности практического разграничения понятий норма-психопатия-пограничное расстройство.
Цитата:
И здесь нужны новые методы распознавания и решения проблем, на стыке психологии и соционики.
Золотые слова. _________________ "Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим". Ст. Ежи Лец
Цитата:
И здесь нужны новые методы распознавания и решения проблем, на стыке психологии и соционики.
Золотые слова.
Это не только слова. Такие методы уже есть, и, уверена, будут разрабатываться еще. Работа на стыке психологии и соционики ведется, разработанные методы хорошо себя показали, они помогают как в диагностике проблем, так и в поиске индивидуальных путей решения. Когда человеку предлагаешь увидеть именно его "грабли", на которые он много лет наступает, получаются неплохие результаты. Из этих методов у нас в Школе сложилась группа развития личности, которая работает вот уже несколько лет. Но пока еще мало в психологии социоников, а в соционике - психологов, готовых заинтересоваться этим направлением. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
Добавлено: Ср Янв 10, 2007 12:06 am Заголовок сообщения:
Татьяна Прокофьева писал(а):
Из этих методов у нас в Школе сложилась группа развития личности, которая работает вот уже несколько лет. Но пока еще мало в психологии социоников, а в соционике - психологов, готовых заинтересоваться этим направлением.
Это очень интересно. К сожалению, многое приходится изобретать на ходу, вслепую, на ощупь, а на поверку вполне может оказаться очередной "велосипед", который уже есть и работает. Наверно, просто мало доступной информации. Особенно у нас, на периферии. В психологии социоников не то, что мало, но на них еще и фыркают, как на шарлатанов. В соционике психологов тоже не жалуют, если честно. Увы, говорю о том, через что сама прошла. _________________ "Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим". Ст. Ежи Лец
В психологии социоников не то, что мало, но на них еще и фыркают, как на шарлатанов. В соционике психологов тоже не жалуют, если честно. Увы, говорю о том, через что сама прошла.
Я тоже через это прошла. Когда училась на курсе психологии и социологии, каждый преподаватель считал своим долгом сказать на лекции: "Только не верьте соционикам". Но в результате диплом у меня был по соционике (спасибо моему руководителю за поддержку!) и защита прошла на "ура!": потом еще несколько лет я в том же институте преподавала соционику.
В соционике мне немного легче, т.к. сначала стала социоником, а уже потом психологом. Начав проводить соционические консультации, я почувствовала, что этого нельзя делать без психологического образования. Не все это понимают, к сожалению. До сих пор иногда приходится слышать, что соционика "круче" психологии. Отсюда и проблемы в признании соционики как науки. Если мы хотим толерантности, нужно начать с себя.
Что касается методов на стыке соционики и психологии, многое изложено у нас на сайте http://www.socionics.ru/ Если что заинтересует, могу рассказать подробнее. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
Начав проводить соционические консультации, я почувствовала, что этого нельзя делать без психологического образования. Не все это понимают, к сожалению. До сих пор иногда приходится слышать, что соционика "круче" психологии. Отсюда и проблемы в признании соционики как науки. Если мы хотим толерантности, нужно начать с себя.
Спасибо Вам за эти слова. Жалко, что раздел закрытый. _________________ "Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим". Ст. Ежи Лец
Начав проводить соционические консультации, я почувствовала, что этого нельзя делать без психологического образования. Не все это понимают, к сожалению. До сих пор иногда приходится слышать, что соционика "круче" психологии. Отсюда и проблемы в признании соционики как науки. Если мы хотим толерантности, нужно начать с себя.
Спасибо Вам за эти слова. Жалко, что раздел закрытый.
Возможно, это немножко не к теме, но мне было бы интересно услышать, что входило в Ваше психологическое образование и что оно Вам дало. Оно Вам открыло новые профессиональные возможности или просто расширило Ваш кругозор? Получили ли бы Вы тот же эффект путем самообразования?
Я прошел цикл предметов по психологии в западном вузе и самостоятельно изучал эволюционную психологию, но чувствую, что стоило бы пойти дальше.
Наш курс содержал стандартный набор дисциплин: общая психология, социальная, детская, возрастная, психология личности, психофизиология, психодиагностика и др.
Кругозор свой я постоянно самостоятельно расширяю. А образование хорошо тем, что расширяет профессиональные возможности, дает систему, на тренингах отрабатываются навыки. Выполняя необходимые работы и отвечая на семинарах, я получала обраьную связь от преподавателей. Все это укрепляет базу.
Самостоятельно я читала книги по психологии еще со студенческих лет, но пройдя систематический курс, я почувствовала, что вышла на новый уровень. Это сложно описать в двух словах. Наверное, правильнне всего говорить о приобщении к новой культуре.
А идти дальше - это просто обязательно, я тоже не останавливаюсь на достигнутом. Ведь понять человека до конца - не хватит и жизни. _________________ Научно-исследовательский институт соционикиhttp://www.socionics.ru
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах